Семён Николаевич Корсаков был велик.
Его отец - инженер-полковник Николай Иванович Корсаков - был правой рукой Светлейшего княза Потёмкина-Таврического, строителем прекрасных русских городов Севастополя и Херсона, оставил сыну "добрые дела - примером и честное имя - наследством", скончавшись вследствие несчастного случая.
Ветеран Отечественной Войны 1812-го года и Зарубежного Похода, участник Битвы Народов Семён Николаевич прекрасно знал чистую и прикладную математику, занимался опытами с электричеством, гальванопластикой и дагерротипией. В 1824-м году он представиль на рассмотрение Управляющему Министерства внутренних дел г-ну Ланскому проект о Гражданской бирже или Справочном месте - новом заведении для облегчения частных сделок. Проект был рассмотрен и одобрен, и в том же году в Кирпичном переулке близ Полицейского мостаа Справочное место под управлением С.Н. Корсакова начало работать. Позднее такое же было открыто и в Москве.
Вероятно, что 14 декабря 1825 г. С.Н. Корсаков, чиновник статистического отделения министерства юстиции был на Сенатской площади, поскольку именно он составил сводку о погибших в тот день.
Неудобства в получении медицинской помощи в деревенских условиях, возможно, способствовали проявлению его интереса к медицины - вначале к обычной, а с 1828 г. - к гомеопатической. Оно состоялось не без влияния трудов Ганнемана. Многочисленные успешные случаи применения гомеопатической науки подвигли его всерьёз заняться ею - с предоставлением соответствующей медицинской помощи всем нуждающимся на безвозмездной основе. В год он помогал в среднем 2345 человекам в течение трёх десятков лет с неизменно большим успехом. Именно им были разработаны знаменитые "сахарные шарики", используемые и доныне врачами гомеопатами в цивилизованных странах.
Но для нас примечательное начинается именно здесь.
Огромная база данных клинических случаев и лекарственных препаратов превосходила незаурядные возможности даже этого человека. Необходимость обработки огромных объёмов информации по роду службы со статистикой, необходимость поиска нужной информации по огромному количеству параметров, видимо, и сподвигла его заняться новым прорывным направлением - интеллектуальными машинами.
В 1832-м году от коллежского советника С.Н. Корсакова в Академию Наук поступило описание изобретённой им "Машины для сравнения идей" или "Идескопа". Основным носителем информации в этом устройстве были перфокарты, хранящиеся в специальных картотеках и автоматически сортировавшиеся по определённым признакам. В этом изобретении были реализованы почти все принципы, составившие основу "Табулятора Холлерита", созданного на полвека позднее.
Своё изобретение С.Н. Корсаков сопроводил печатной брошюрой на французском языке Apercu d'un procede nouveau d'investigation au moyen de machines a comparer les idees. В ней он привёл чертежи устройств, их описание и принцип действия.
Он впервые ввёл понятие "интеллектуальные машины". Вот как автор сам оценивал своё изобретение:
"Машины, вкратце описанные мною, - это первый шаг в процессе, который, несомненно, дойдёт до высоких степеней совершенства. Тем не менее, даже в самом начальном виде они совершенно необыкновенны. Равно как телескопы придают дополнительную силу нашим глазам, интеллектуальные машины безгранично расширяют возможности нашей мысли..."
Разработка была столь революционна, что не была оценена и понята его современникаим, хотя её рассмотрением занималась специальная комиссия из пяти учёных во главе с молодым математиком академиком М.В. Острградским. Их резолюция заканчивалась словами:
"Господин С.Н. Корсаков потратил чересчур много своих интеллектуальных сил, пытаясь научить других, как вовсе без онаго интеллекта прожить".
В то время интеллектуальные машины С.Н. Корсаова не получили распространения и практического применения, но сам он пользовался ими для составления баз даных по гомеопатической фармакологии. В этой разработке соединились два его пожизненных увлечения - Гомеопатия и Статистика, в которых ему удалось сделать настоящий прорыв. Эту машину можно считать прообразом первой попытки создания компьютера (неработающего) Чарльза Бэббиджа. Устройства, подобные машинам Корсакова, впервые появились только в начале ХХ века.
Сам С.Н. Корсаков был далёк от мысли прославиться и даже не предпринимал попыток запатентовать своё изобретение. Единственное, что им двигало - это искреннее желание быть полезным отечеству и помогать людям, и когда ему это удавалось, он благодарил Господа за эту милость.
В целом С.Н. Корсаков изобрёл и сконструировал ряд механических устройств, функционирующих на основе перворированных таблиц и предназначенных для задач информационного поиска и классификации по существу, являющихся предтечами современных экспертных систем:
- прямолинейный гомеоскоп с неподвижными частями;
- прямолинейный гомеоскоп с подвижными частями,
- плоский гомеоскоп;
- идеоскоп;
- простой компаратор.
В своих трудах Корсаков использует термин "идея", подразумевая под этим сложносотавное понятие, сущность. Идея характеризуется набором признаков (деталей). Как, например, некоторое заболевание характеризуется набором симптомов.
Здесь и случилась РАЗВИЛКА.
По воле автора идеям С.Н. Корсакова был открыт "зелёный свет". Сперва в России, потом и в Европе. Люди, занимающиеся с большими объёмами информации - статистикой в государственных учреждениях и банках, медики и кого ещё изыщем в ходе дальнейшей проработке, сразу как узнавали об этом изобретении, понимали выгоды от использования его. Вносили улучшения и усовершенствования. Начали разрабатываться углублённые теории по идеям и работе с ними. Разумеется, и сам Семён Николаевич немало приложил к развитию своих идей и новых интеллектуальных машин. Много времени посвятил он делам благочестия, особенно же среди них - помощи ближним в своем имении Тарусово Дмитровского уезда, где и скончался, исполненный годами и жизнью, в кругу многочисленного семейства в 1866-м году.
Так наступила эпоха идео-паровая эпоха, обычно увязываемая с длительным правлением государя императора Николая Павловича Освободитель (1796-1877), называемая также Николаевской.
Мир обещал быть?
В приложение я добавляю быка прикладываю скан книги об этом примечательном человеке.
https://cloud.mail.ru/public/NbhM/PmqrJ7NjP Картинка для вдохновения.
generated_image_173c014ef74711eeb14a8a54364f94d5.jpeg
Понятно, что это изобретение слишком раннее. Слишком прорывной для своего времени.
Поэтому в стартовые условия мира заложено то, что в тех областях, где это может применяться-люди понимают выгоду этого изобретения. Поэтому в условия мира заложено, что люди, кому эти изобретения могут принести потенциально пользу, сразу это понимают и пытаются внедрить.
Понятное дело, что это будет в неких достаточно узких областях. Во всяком случае первое время.
То есть это будет как мне видится во всяких архивных делах, в медицине, может быть в криминалистике если появится свой видок или бертильон. Может ещё какие-то сферы, которых я не знаю. А потом С развитием темы интеллектуальных машин, выгоды этого начнут становиться очевидными и в других сферах.
Интересно выяснение именно технической и идейной-философской возможности развития интеллектуальных машин, виды материальной базы их и видов их, появления "информационного общества XIX века", что оно будет из себя представлять и как это повлияет на техническое и идейное развитие человечества. В идеале - раннее создание "
табулятора Холлерита".
Про культуру.
Спиритуалистическая "Матрица" XIX века основанная на идее о том, что раз всё вокруг информация, то мы в плену духов - это круто. И полемика с этим Владимира Сергеевича (приходится уточеять) Соловьева и Духовных Академий. Декартизм (Рене был ответ на вопрос о Матрице).
Понятно, что будет влияние как минимум на системы шифрования, системы управления войсками, артиллерию и т.д.