Известный музыкант рассказал о своем отношении к митингам оппозиции, как и почему стал жертвой "МММ" и о том, что заставляет его распространять свою музыку бесплатно.
В Липецке прошел концерт легендарной рок-группы "Маврин". Небольшая сцена клуба "Centr" не стала неудобством, а наоборот, позволила липецким рокерам в буквальном смысле прикоснуться к своим кумирам. За несколько часов до начала концерта, подписав последний плакат на автограф-сессии, основатель и гитарист группы Сергей Маврин в неформальной обстановке дал эксклюзивное интервью корреспонденту ИА vRossii.ru.
"Чтобы бороться с воровством, надо иметь чистые руки у себя самого"
- Вы следили за выступлением нашей сборной на чемпионате Европы по футболу?
- Нет, во-первых, я терпеть не могу футбол, а тем более в свете последних событий подобное мероприятие стало для меня раздражающим фактором. Я говорю о ситуации, когда в преддверии Евро-2012 на Украине было уничтожено 250 тысяч животных - собак и кошек - причем совершенно зверским методом (использовались передвижные крематории, - прим. ред.). И все ради того, чтобы провести этот чемпионат. Люди потеряли человеческий облик с этим футболом. Было много протестов, но, в основном, это осталось незамеченным. Колоссальная жестокость возникла рядом с таким безобидным видом спорта как футбол. А во-вторых, я знаю, что наша сборная потерпела поражение, но суть не в этом. Я для себя сделал вывод, что футбол сегодня - это не спорт, а коммерческое предприятие, бизнес. Это уже не тот футбол, который был в 70-х годах, когда каждый матч воспринимался как праздник, когда люди приходили на стадионы, и после игры не было никаких драк. Сейчас бывает и такие моменты, когда фанаты бьют все: начиная от машин и стекол и заканчивая турецкими рабочими. Какое отношение подобные выходки имеют к спорту, я понятия не имею.
- Наблюдаете ли вы за политической обстановкой в стране и поддерживаете ли акции оппозиции, митинги? Как добиться того, чтобы власть услышала народ?
- Я считаю, что все зашло слишком далеко. На сегодняшний день я наблюдаю и анализирую, не пускаясь сломя голову в какую-либо позицию или оппозицию, хотя, безусловно, своя позиция у меня есть. Я не согласен с очень многим, что делает сегодняшняя власть. То, что мы имеем сегодня - это результат того, что мы получили в 1991 году. Эти оппозиционные митинги, которые изначально борются с воровством, против жуликов и воров… Для того чтобы бороться с воровством, надо иметь чистые руки у себя самого, как минимум. К сожалению, сегодня у нас в стране таких не найти по определению. Начиная от мелочи - воровства интеллектуальной собственности - и заканчивая масштабами сегодняшней власти. Об этом тоже мало кто задумывается и практически никто не говорит. Можно выйти на любой митинг и спросить: "Поднимите руки те, у кого дома есть хотя бы одна лицензионная программа, тот же "Windows" или еще какой-нибудь софт". Таких не найдется. Больше меня поражает размах жестокости, который породила нынешняя власть по отношению к животным, старикам и детям. Если о проблемах пожилых людей и подростков мы уже знали, а ко многому даже и привыкли, то на тему животных говорилось очень мало. Такого мощного взрыва жестокости не было никогда. У нас в Москве, да и в любом другом городе России, в принципе, любой человек сегодня может выйти на улицу с ружьем и убивать бродячих собак, и ему ничего за это не будет. Закон о гуманном отношении к животным "зарубил" наш президент еще в 2000 году, просто отклонив его, а в 2008-м Дума сняла его с обсуждения окончательно. Подобная жестокость порождает новое поколение, вытравливая из него основы морали, гуманности и милосердия. Это основы всего. Если их нет, то страна не сможет развиваться.
- Вы не пытались объединиться с коллегами по цеху, собрать музыкантов и обратить всеобщее внимание на эту проблему?
- Это никого не интересует. Я пытался привлечь людей - не буду называть их фамилии, но они очень известные музыканты, - все что я встретил это абсолютное равнодушие. Намного больший интерес вызывает футбол. Я задумался, что может отвлечь людей от того, чтобы набрать пива, попкорна и лежать перед телевизором, но ответа не нашел. Разве что, действительно, тот самый конец света, который нам обещали в декабре!
- Буквально пару дней назад закон об авторском праве погрузил в тишину Латвию - выпускники отмечали свой праздник под произведения Баха и Бетховена, а на радио теперь звучит только голос ди-джея…
- Ну это перебор, я считаю. У нас всегда существовала схема: все воспроизводимые по радио и телевидению песни оплачивались, пусть даже небольшой суммой, но авторское вознаграждение существовало. А насчет соблюдения авторских прав - у нас в стране уже все запущено. Давно существует "Вконтакте" и RuTracker, но это такие "махины", которые уже не остановить. Вернее, их можно остановить и всего за один день, но это никому не надо или, может быть, кому-то надо, чтобы это было именно так. Причем, будучи зарегистрирован в "ВКонтакте", я сам там нахожусь и выходит, что я тоже нечист на руку - на стене или в аудиозаписях у меня есть песни, например, Гэри Мура. Я бы оплатил, но там нет такой функции…
- Но ведь есть портал ThankYou, где любой желающий может заплатить за песни артистов?
- Это очень унизительная процедура - из серии "люди добрые, помогите кто чем может". Я рассуждал на эту тему, но был мало кем понят. Как так может быть: хотите - оплатите, не хотите - нет. Это абсолютно не работает - проверено. Нам предлагали разместить на этом портале свои композиции, но когда я увидел рядом с названием группы унижающую надпись "Спасибо", я понял, что там мы не появимся никогда. Уж лучше я буду раздавать музыку бесплатно. Изменить эту ситуацию лично я не могу, может только один человек - президент, но ему это не надо, он занимается другими делами. Я не говорю о том, чтобы подобную деятельность "прикрыть", может быть, ее нужно просто узаконить?
- Михаил Горшенев, лидер группы "Король и Шут", в одном из своих интервью рассказал, что следующий альбом группа планирует выложить в Интернете, а выпуск на CD-носителях сократить в разы. Значит ли это, что скоро вместе с CD-дисками умрет и звукозаписывающая индустрия?
- Падение CD я почувствовал года полтора-два назад, предвидя именно такое печальное развитие событий. Выпустив альбом "Моя свобода", я тогда открыто сказал, что следующий альбом будет просто выложен в сеть. Никаких альбомов и пластинок не будет. Создавать концептуальный альбом не имеет смысла - все равно все песни растащат по отдельности и вместе они перестают существовать, хотя в этом и была основная прелесть CD-диска. Мне советовали позвонить в компанию "CD-Maximum", оказалось, они еще существуют, и я провел переговоры, спрашивал, успеем ли мы выпустить новый альбом до конца этого года. Если успеем, то он появится осенью. Он будет создан больше из имиджевых соображений, чем для заработка. А звукозаписывающим компаниям, на мой взгляд, осталось недолго - в разговоре с главой "CD-Maximum" на мой вопрос о том, продержатся ли они до осени, ответом мне стала многозначительное молчание. Диски остаются нужными на концертах, для того чтобы взять на нем автограф, а потом поставить дома "на память".
- Название и концепция у нового альбома уже определены?
- Да, уже есть и название и концепция, но, само собой, пока это держится в секрете. Если последний сингл являет собой набор песен, то грядущий альбом будет выдержан в одном стиле. Хотелось бы повторить успех "Запрещенной реальности".
"Зависать" на "Мастере и Маргарите" не совсем правильно"
- Некоторые ваши альбомы выдержаны в стиле мрачной фантастики. Кто из русских писателей вам нравится в этом направлении?
- Я уже давно не читал кого-либо из классиков. Только собираюсь заняться этим. Сейчас уже совершенно иное восприятие, чем то, которое было много лет назад. Тем более была школьная литература, которую заставляли читать. А ведь там, в произведениях классиков, зашифровано много мудрости. Я не понимаю культа сделанного из "Мастера и Маргариты". Читал ее с удовольствием, но только один раз в жизни, после чего закрыл эту книгу для себя. "Зависать" на "Мастере и Маргарите" всю свою сознательную жизнь, я считаю, что это как-то не совсем правильно. Помимо нее у того же Булгакова есть масса других не менее интересных произведений. В этом романе людей больше привлекает мистика, ну и, наверное, красивое оформление. Люди уже не делают выводов после прочтения - все это превратилось в шоу. Я думаю, Булгаков сам был бы не рад подобному отношению к его произведению. Я бы рекомендовал всем почитать книгу Даниила Андреева "Роза Мира", она объясняет практически все. Это сложное произведение, но там есть ответы на все вопросы, даже на те, которые ты не задаешь себе. Я ее читал лет восемь назад и, если честно, чуть не двинулся рассудком от многих открытий, перестал заниматься эзотерикой. Одна книга объяснила все. Очень рекомендую, но сразу предупреждаю: она очень непростая, особенно начало.
- Клип к песне "Show Time" по съемкам напоминает профессиональный фильм. Хотели бы вы сами сняться в кино?
- Я не очень хороший артист для кино, да и оно меня не привлекало никогда. Мне гораздо интереснее общаться с музыкой, сочинять и исполнять песни. "Show Time" - это первый клип в истории нашей группы, где заметна достаточно профессиональная работа. Главная особенность сюжета этого клипа в том, что он абсолютно не соответствует замыслу песни - это разные истории. Выходит, песня об одном, а видео совершенно о другом. Но так совпало, что прочитав сценарий клипа, я понял, что видеоряд будет очень сильно разряжать смысловую нагрузку песни, потому что она очень сложна и крайне неоднозначна. Это песня-отчаяние, песня-истерика - охарактеризовать можно как угодно. На мой взгляд, эмоционально это одна из самых сильных песен за всю нашу историю. А получившийся видеоряд - это сказка. Удивительно, но текст и картинка совпали. Если снимать клип соответственно сюжету песни, то, уверен, многие не стали бы смотреть до конца.
- Вы проводите конкурс среди вокалистов, где самые талантливые могут спеть с вами на одной сцене. Чем вас "зацепил" наш земляк Михаил Барбашин?
- У него очень неплохой голос. Да, и спасибо ему - он напомнил нам вообще о существовании этого конкурса. Написал, что готов спеть с нами, мы прослушали наши треки в его исполнении и с удовольствием пригласили Михаила. Он написал нам, что знает всю нашу программу, кроме "Иллюзии". Сами понимаете, абы кто с нами на сцену не выйдет. Сегодня он с нами споет композицию "Рожденные жить". Такие конкурсы проводятся, скорее, как акция, бонус. Это не перерастает в "разогрев" или в полное совместное выступление. Все-таки, это наш концерт.
- В следующем году группе "Маврин" исполнится 15 лет. Как планируете отметить эту дату?
- Есть определенные идеи. Мне в 2013 году исполнится 50, группе - 15, а альбому "Запрещенная реальность" - 10 лет. Сразу три круглые даты. Я пока только вынашиваю мысли как-то объединить эти юбилеи. Возможно, мы исполним всю "Запрещенную реальность" от ноты до ноты как на пластинке. Это будет сделано вероятнее всего, хотя, определенные трудности тоже могут быть. К этой идее мы шли давно и она неоднократно возникала. Скорее всего, все наши идеи насчет празднования выльются в большой тур по стране, ну и, безусловно, какой-то праздник в Москве.
"На пирамиду 90-ых попались вдвоем с Кипеловым"
- По Интернету бродит шутка о том, что в России изобрели машину времени - Путин снова президент, в кино опять идет "Титаник", а люди вкладываю деньги в МММ. Очередная пирамида снова рухнула, но народ это ничему не научило, почему такое происходит?
- Относительно современной пирамиды - я знал, что выйдет именно так. Люди любят халяву, и если бы не было Мавроди, был бы кто-то другой. К сожалению, так устроено общество. Причем не только наше, но и западное. На Западе за "легкими" деньгами пошли бы точно так же. Мы все помним, сколько трагедий принесла первая пирамида. Что говорить, мы и сами попались на пирамиду 90-х - я и Кипелов. Мы такие же люди. Сейчас я осознаю, что через это надо было пройти, чтобы понять, что это такое. Были смутные времена, существовало множество подобных фондов, а держать деньги дома было неразумно. Я ничуть не жалею, что я так "попал" - это хороший опыт.
- Что вас огорчает в современной музыке?
- Скорее, настораживает - технологичность и отсутствие идей. Ничего нового не происходит уже много лет. Мне очень близка инструментальная музыка - она мне нравится, пожалуй, даже больше, чем вокальная. Ну и я смотрю с позиции гитариста. Например, Стив Вэй - это, на мой взгляд, последний герой, который перевернул мир. Выходит так, что все начинающие музыканты переигрывают по-своему одни и те же идеи. Технически музыканты выросли в разы. Уже 12-13-летние играют так, как нам в свое время и не снилось. Но это просто копирование, а копии никому не нужны. Человек, достигший технических успехов, совершенно не растет идейно. Многие оправдываются тем, что идеи закончились. Я с этим никогда не соглашусь - идей полно, просто их нужно искать и извлекать на поверхность. Надеюсь, что люди когда-нибудь перестанут увлекаться техникой и начнут думать над смыслом своих музыкальных произведений.
Александр Медведев
(с)пёрто