Клиповое мышление

Sep 02, 2014 10:10

Мы сейчас живем в мире, где очень много информации и с каждым годом ее становится еще больше. Запомнить и понять такой объем наш мозг не в состоянии. Но мыслительная система постоянно адаптируется к таким перегрузкам и переходит к клиповому мышлению.

Сlip в переводе с английского обозначает «стрижка; быстрота (движения); вырезка (из газеты); отрывок из фильма, нарезка». Термин «клиповое мышление (КМ)» больше соотносится с последним значением и отсылает к принципам построения музыкальных клипов. Точнее к тем их разновидностям, где видеоряд представляет собой слабо связанный между собой набор образов. По аналогии, при клиповом мышлении - окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. Человек привыкает к тому, что они постоянно, как в калейдоскопе, сменяют друг друга и постоянно требует новых.


Я сам родился в деревне, где количество информации в мои детские годы было низким. Источниками была школа, книги, окружающий мир и телевизор показывающий три канала. Я мыслил медленно, понятийно, создавая логическую цепочку всем событиям. За тем, мне пришлось переехать в город - это был шок для моего мозга. Тысячи людей передвигающиеся хаотично по непонятным целям, поток автомобилей, шум, реклама…
Окончательно мой мозг приспособился к городской суете только через несколько лет. И я теперь не помню прохожих, которых вижу по дороге (2-3 минуты), рекламу мой мозг кажется вообще не воспринимает (1 минута), хочется больше получать визуальной короткой информации, становится труднее сосредотачиваться.

Если посмотреть со стороны анализа информации, то обладатель КМ оперирует только смысла­ми фиксированной длины и не может работать с семиотическими структурами произволь­ной сложности. Внешне это проявляется в том, что человек не может длительное время сосредотачиваться на какой-либо информации, и у него снижена способность к анализу.

Клиповое мышление, прежде всего, влияет на успешность учебы. Для современного подростка осилить что-либо из классической литературы 19 века - уже сверхзадача. Проведенные эксперименты показывают, что резко снизился коэффициент усвоения знаний.
Другая сторона клипового мышления - ослабление чувства сопереживания, ответственности. Эмоции длятся короткий промежуток времени.

Программы вузов намного сложнее школьных и требуют восприятия и переработки гораздо большей информации. В современном бизнесе без умений анализировать, вычленять суть и принимать на основе этого решения, вообще невозможно стать успешным менеджером.
Отсюда, возникает вполне реальная опасность, что носители КМ будут вытеснены на положение аутсайдеров.

В некоторых странах, где стали осознавать его опасность, разрабатываются специальные тренинги, где учат сосредотачивать внимание на одном предмете и удерживать состояние концентрации в течение длительного време­ни. Но наиболее доступный метод - это все-таки чтение (естественно, не клиповой литературы).
В отличие от ТВ, где происходит управляемое восприятие, при прочтении художественного произведения приходится самостоятельно выстраивать образную систему. А всяческое закрепление прочитанного - обсуждение, конспектирование и т.д. способствует выработке умения анализировать, устанавливать связи между явлениями, и в конечном итоге приводит к разрушению мозаичной, фрагментированной картины мира.


Для написания данной статьи мне пришлось просмотреть 40 минутный документальный фильм, прочесть пару статей из интернета, сделать анализ и выделить ключевые понятия. Так же, я сопоставил полученные знания с собственным опытом, понял их, решил, что клиповое мышление существует и ему в той или иной степени подвержены все современные люди.

Без клипового мышления, в определенные моменты времени, в современном обществе невозможно жить и быть успешным. К сожалению полное погружения в клиповое сознание, наоборот деградирует человека и общество в целом, убивает его воображение, рациональность, ответственность, способность принимать решения, рассчитывать задачи, убивает его чувства, делает его грубым, безжалостным, безкультурным, безнравственным, но, при этом, легко манипулиремым существом.

Что бы не стать информационным зомби по-больше бывайте на свежем воздухе, на природе, старайтесь разговаривать с людьми в живую, в глаза в глаза, без гаджетов, больше читайте художественной литературы и тренируйте воображение, мечтайте!

И будьте счастливы! :))

[Источники:]
1. АЛЕКСАНДР ФЕЛЬДМАН "КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ" - Русский информационно-познавательный ресурс "Русколань". - http://www.ruskolan.xpomo.com/tolpa/klip.htm
2. Клиповое мышление - это плохо?. - Сайт Котовского. - http://kotovski.net/klipovoe-myishlenie/
3. Клиповое мышление (2014) Документальный фильм. - Youtube. - https://www.youtube.com/watch?v=qXfNHzNKDkk

Информация, Технология, Перемены

Previous post Next post
Up