В 90-е годы очень много говорили про возможности для бизнеса и о том, что малый бизнес это возможность заработать для себя капитал. Но жизнь вносит свои нюансы.
Начну с того, что малые предприятия и малый бизнес - это вымирающий вид. В западных странах и особенно в США стремительно сокращаются малые и средне предприятия, а доля их в ВВП вообще крайне низкая.
Почему это происходит:
1. Крупные предприятия используют "эффект масштаба", который позволяет им покупать оптовые партии продукции, сырья по низким ценам. А так же кредитные ставки для них то же ниже.
2. Малый и средний бизнес не может содержать и оплачивать квалифицированных бухгалтеров, юристов, менеджеров и прочих специалистов, которые повышают эффективность работы предприятия.
3. У малого бизнеса нет способа давления на власти и допуска к крупным государственным тандерам.
4. У малого бизнеса нет передовых знаний и информации.
5. У крупных корпораций имеются средства на новые разработки и инновации, которые с каждым годом все дороже.
Совершенно ясно, что малые предприятие и в дальнейшем будут сокращать свою сферу деятельности и у них будет снижаться доходы. Но и без малого бизнеса то же нельзя.
Крупный бизнес нацелен на большой спрос, а малый может работать с небольшим количеством покупателей. Главная сфера деятельности индивидуальных предпринимателей и небольших организаций - это предоставление услуг и розничная торговля. В последние годы крупные торговые сети начали вытеснять с рынка малый бизнес, а среди "выживших" значительная конкуренция. Сферу услуг тоже начинают понемногу захватывать крупные игроки, по крайней мере идет консолидация.
Нынешняя система поддержки малого бизнеса в виде госзакупок, ничего кроме коррупции, удорожания и снижения эффективности не может принести. Малый бизнес нужно поддерживать только в тех сферах, где у него есть реальные перспективы и где он сможет принести реальною помощь общественному развитию. Во всех остальных сферах деятельности должны работает крупные предприятия в условиях жесткой конкуренции.
Крупные сети не будут работать в местах с минимальной маржой и с низким потребительским спросом. Малому бизнесу для того что бы просо остаться в ближайшем будущем на рынке надо ориентироваться на продукцию и услуги с ограниченным спросом, на выпуск мелко оптовой продукции. Основная сфера деятельности подобных предприятий будет реализована в малых средних городах и в селах.