Вот интересно - в комментариях ВК существует определенная категория «свидетелей Петербурга» - как уникального культурно-исторического явления в стране.
Санкт-Петербург и был таким явлением - лет около двухсот, в восемнадцатом и девятнадцатом веке, когда был столицей Империи. И тогда в нём, как и в любой другой столице, концентрировались все лучшие люди, архитектурные комплексы и произведения искусства.
А потом он столицей быть перестал. И на протяжении всего ТРИДЦАТИ лет в нём ДВАЖДЫ сменилось более половины населения.
В 1917-1920 гг население СПб упало с 1,5 млн до 700 тысяч (эмиграция, кого-то перебили плюс массовый отъезд специалистов в Москву при переносе столицы). Пустые места заполнились в 1930-е, кем - читайте «Собачье сердце».
Затем война и блокада. Население с 2,5 млн в 1941 падает до 546 тысяч в 1944, потом вырастает до полутора миллионов в 1946. Как это происходило - наша семья прочувствовала на себе. Когда мои прабабушка и бабушка с отцом приехали из эвакуации, их квартира была уже занята семьей совчиновников из Могилёва. Они проскитались на подселениях в КОМНАТЫ до середины 1950-х, потом, с огромным трудом (бабушка преподавала в Военно-Воздушной Академии), они получили комнату в трехкомнатной квартире на Петроградской), где я и жил до 11 лет. Семьи в двух других комнатах этой квартиры я помню - еврейская семья из Гомеля и татары из Елабуги - типичные корни сегодняшних «коренных ленинградцев». Причем бабушке, при всех посещениях ответственных за расселение органы, говорили - лучше уезжайте из Ленинграда (поселим еще больше ваших соседей по квартире).
В итоге, бывший Санкт-Петербург превратился в подобие современных Афин. Прекрасный город с великим прошлым, заселенный совершенно чуждыми ему людьми, которые строили в его интерьерах совершенно новую - советскую - культуру. Которая не хуже и не лучше прежней - просто другая. Город из Санкт-Петербурга стал Ленинградом.
И это нормально - как современные Афины - это не Афины Перикла, современный Рим - не Рим Антонинов, современный Петербург - не Петербург Александра II. Просто в данном конкретном случае перемены произошли очень быстро; и многие просто отказываются в них верить.
И, собственно говоря, этот Ленинград сегодня здесь и стоит. От того, что его обратно переименовали в Санкт-Петербург, ничего не изменилось - ничего не изменится, если рубль назвать луидором.
И люди здесь те же - потомки евреев из Гомеля, татар из Елабуги, русских рабочих из под Кирсанова и милиционеров из Вологды.
Пусть их потомки и научились жеманно тянуть слова, рассуждать об Ахматовой и балете, и о необходимости любить Петербург по факту в нём проживания.
Да, я живу в Москве, освобождая Ленинград для ленинградцев.