Чем дальше я думаю, тем больше кажется мне, что Василий Розанов был самым глубоким и тонко чувствующим исследователем классической русской литературы (собственно говоря, поэтому его никто не любил и не любит - называл вещи своими именами). Он её буквально «кожей» воспринимал. И как-то символично что он умер в 1919 году - будто классическая русская литература умерла вместе с ним.
Я очень не люблю рассуждений с коннотацией «хорошо, что некто имярек не прожил дольше, чем» - чувствую в них нечто людоедское - но плохо представляю себе Розанова, живущего в России после 1918 года, и наблюдающего происходящую с русской литературой метаморфозу.
Конечно, отдельные представители классической русской литературы продолжали работать и в эмиграции, и в русских границах, причём годов аж до 1950-х. Но русской классической литературы, как явления, уже не было. Я б предложил такую ботаническую метафору - кедровник сгорел в пожаре, отдельные деревья выжили обожжённые и росли ещё довольно долгое время, но кругом уже процвёл березняк-осинник. То есть, в целом это уже совершенно другой лес, совершенно другое сообщество.
Кстати, вот Розанова, как критика потому никто и не любил; и не любит, что был он для русской литературы СЛИШКОМ хорош - так тоже бывает. Называл вещи направо и налево своими именами. Но при этом он самый цитируемый критик сегодня в литературоведческих кругах.