Мы, конечно, знаем его, прежде всего, по уравнению Харди-Вайнберга - одному из основополагающих в популяционной генетике. Однако, из этой книги мне удалось понять, что он был еще и очень неплохим писателем, популяризатором, в отношении математики (а это до хрена, уверяю). Хотя Харди в самом начале книги отзывается о популяризации достаточно пренебрежительно, утверждая, что занимаются ей, в общем-то, те, кому не хватает сил на полноценную научную работу. (И, в общем-то, он, с колокольни учёного мирового уровня таки прав, а вот когда эти слова за ним повторяют доктора и кандидаты советского/российского разлива, всю жизнь изучающие допустимую погрешность в определении диаметра Колеса Фортуны - они уже нет).
Как бы то ни было, у него получилась прекрасная апология чистой науки; при этом честная. Да, с точки зрения Харди, есть всего три причины, почему наукой НАДО заниматься, и практическое применение результатов в них не входит. (А амбиции и достижение личного комфорта - входят).
Очень понравился разговор о том, что по-настоящему хорошая «чистая» наука - красива, и другой она не может быть.
Примеры, которыми Харди доказывает красоту математики, в общем-то понятны любому второкурснику любого вуза.
Кстати, Харди очень правильно говорит о том, что декларирование отсутствия способностей к математике на уровне среднего кембриджского курса (не думаю я, что курсы по вышке СПбГУ или МГУ сильно от него отличаются - с математикой у нас всегда было очень хор) - это, прежде всего, декларирование собственной лени и неорганизованности - нет в общем курсе высшей математики никаких вещей, которые б не мог понять средний школьник. Ну а дальше идёт уже настоящий отбор.
Кстати, он очень забавно характеризует древнегреческих математиков Евклидовой школы - "они не отличались от нас ничем, если б мы встретились с ними на вечеринке, то сказали бы, что они просто из другого колледжа".
Мне вот интересно, мог бы я увлечься математикой - возможно, даже смог бы, цифру-то я до сих пор очень люблю (а ту хуйню, которая не выражается цифрами, не держу не только за науку, но даже и за дисциплину).
В общем, книга хорошая, кому интересен взгляд умного человека на чистую науку - welcome!