Выражение "конец прекрасной эпохи" затёрто до хрен знает какого состояния (вон, в 2015 году даже российский говнофильм ухитрились с таким названием слабать).
И, тем не менее, в русской культуре эта эпоха была; и конец её был. Пришлась она на последние десятилетия XIX века, а конец растянулся до середины 1930-х годов. Впрочем, отдельные сполохи приходились на послевоенные годы; но и мало их было, и родом они были все оттуда же.
Илья Ефимович Репин был одной из глыб этой эпохи.
Книга Чуковского, как и все его биографические книги - прежде всего, о нём, Чуковском; но и о Репине тоже.
Много чисто бытовых штрихов (кстати, очень жалко жену Ильи Ефимовича, Наталью Борисовну; а ведь Чуковский не застал его первую жену. Вообще, создалось чувство, что женщины вокруг Репина были очень несчастны).
Вообще Чуковский сделал основной акцент на суперперфекционизме художника как реалиста; а вот его уход в конце жизни в сторону импрессионизма, на что мне указала
eho_2013 Чуковский в сдержанной форме отнёс к наступлению старческих изменений в характере.
Вообще, вся книга проникнута псевдореволюционной риторикой того времени. "Его мастерство замечательно именно тем, что оно было, так сказать, производным продуктом идей. Он принадлежал к той породе художников, которые достигают художественных эффектов не тогда, когда ставят их своей специальной целью, а лишь тогда, когда они захвачены какой-нибудь волнующей темой".
Я б подумал, что Чуковский таким образом, "натягивал сову на глобус", но коснувшись его opus magnum о Некрасове, решил, что он всегда так думал.
В общем, как по мне "Маршак остался Маршаком, а Роберт Бёрнс - поэтом".
Надо почитать самого Репина, конечно. "Далёкое близкое".
Мой Тг-канал о книгах, с чатом - здесь.