Удивительно, но Репин в последний период жизни ушел от мрачного реализма к какой-то импрессионистической манере - живопись яркая, сплетается из небрежных мазков... Даже в серьезных портретах, где прежде такое не предполагалось.
Керенский
Или вот послереволюционная "Танцующая":
Как ни странно, девушка позирует в том же зеленом жупане с красными хвостиками, как и дочь генерала Драгомирова на давнем репинском портрете:
А на мой взгляд, просто развернулся лицом к современным веяниям... Импрессионисты в начале века захватили все умы, Репин и так поздно к этому пришел. Видимо, корпоративная этика передвижников раньше не позволяла. Но опыты очень интересные.
Чуковский, конечно, хорошо его знал, как сосед по даче, но соседи не всегда объективны. Сам Чуковский перед революцией подвязался в партийной прессе кадетов, у Гессена. И был довольно злой и оголтелый политизированный критик, а это накладывает отпечаток. Думаю, прочитав "Мойдодыра" его коллеги-кадеты сказали бы и о Чуковском то же самое. А уж как другие ругали... Крупская, например: "Такая болтовня - неуважение к ребёнку. Сначала его манят пряником - весёлыми, невинными рифмами и комичными образами, а попутно дают глотать какую-то муть, которая не пройдёт бесследно для него. Я думаю, «Крокодила» ребятам нашим давать не надо…"
Мне Чуковский не кажется объективным совершенно. Человек мало того, что жил в каком-то совершенно своём и лично мне непонятном мире, так, как мне представляется, был и весьма-весьма склонен манипулировать людьми - хотя бы в целях своего выживания. И именно как критик он мне кажется довольно слабым.
Но пока это единственная читанная мной книга о Репине.
У меня мнение тоже, конечно, субъективное. Я люблю мемуарную литературу и работаю сейчас с ней же. И мне кажется, интереснее читать Репина о Репине, а не кого-то о Репине. Выходило много мемуаров самого Репина ("Далекое близкое", "О себе: детство, юность, путь в искусство", "Воспоминания о современниках", "Мысли об искусстве", "Европейские впечатления" и т.д.) И сборники его переписки с Третьяковым или тем же Чуковским... А из современников о Репине можно почитать Куинджи - тоже интересный художник, и в книге как-то сам раскрывается.
Керенский
Или вот послереволюционная "Танцующая":
Как ни странно, девушка позирует в том же зеленом жупане с красными хвостиками, как и дочь генерала Драгомирова на давнем репинском портрете:
А какая разница!
Reply
Reply
Чуковский, конечно, хорошо его знал, как сосед по даче, но соседи не всегда объективны. Сам Чуковский перед революцией подвязался в партийной прессе кадетов, у Гессена. И был довольно злой и оголтелый политизированный критик, а это накладывает отпечаток. Думаю, прочитав "Мойдодыра" его коллеги-кадеты сказали бы и о Чуковском то же самое.
А уж как другие ругали... Крупская, например: "Такая болтовня - неуважение к ребёнку. Сначала его манят пряником - весёлыми, невинными рифмами и комичными образами, а попутно дают глотать какую-то муть, которая не пройдёт бесследно для него. Я думаю, «Крокодила» ребятам нашим давать не надо…"
Reply
Но пока это единственная читанная мной книга о Репине.
Reply
Выходило много мемуаров самого Репина ("Далекое близкое", "О себе: детство, юность, путь в искусство", "Воспоминания о современниках", "Мысли об искусстве", "Европейские впечатления" и т.д.) И сборники его переписки с Третьяковым или тем же Чуковским... А из современников о Репине можно почитать Куинджи - тоже интересный художник, и в книге как-то сам раскрывается.
Reply
Leave a comment