Владимир Арсеньев - самый известный дальневосточный писатель; и, наверное, один из самых «залегендированных». Иван Егорчев же не разоблачает мифы; и не плодит новые, а, на основании доступных документов и воспоминаний современников и прямых потомков исследователя и писателя, открывает неизвестные страницы его деятельности.
Более-менее рассказывается о том, как Арсеньев руководил депортаций китайцев из Уссурийского края - для того, чтобы избежать массового разграбления ими таёжных богатств территории.
Романтики в книге Егорчева немного - мы читаем о судьбе потомков В.К., о расстреле его жены, об очень горькой судьбе младшей дочери; о чуть менее печальном пути сына. Что характерно, и тому и другому потомку уже в советское время отказал в жилье Владивосток; и приютил Хабаровск (меня это почему-то не удивляет).
Приведено дословно, и с сохранением орфографии страшное письмо младшей дочери, пережившей два лагерных срока и травлю советскими журналистами
По документам ГПУ рассказывается о поднадзорной жизни Арсеньева, приводятся его объяснительные. Снова и снова говорится, что только преждевременная смерть спасла Арсеньева от репрессий.
Довольно много места уделено посмертной советской критике Владимира Клавдиевича, характеристике его творчества, как тенденциозного, шовинистического и империалистического. Егорчев рассказывает, что с его точки зрения, мы подлинных текстов «Дерсу Узала» и «По Уссурийскому краю» так и не знаем - все они обработаны как цензурой, так и самоцензурой.
Описываются отношения с Советской властью (характеризуются как «чисто деловые»). Дается очерк Арсеньева как орнитолога, приводится его небольшая переписка с С.Бутурлиным.
Ну и, несмотря на оптимистическую цитату в конце книги, что «рукописи не горят», Иван Егорчев вынужден признать, что главного труда В.К.Арсеньева «Страна удэге» мы так и не увидим…
Как по мне, содержание книги соответствует её названию - что на витрине, то и в магазине. Рекомендую.
Подписуйтесь на мой ТГ-канал о книгах.
https://t.me/Krechmar_book_chat Или не подписуйтесь.