Я бы поверил в единственный школьный учебник, если бы это были советские времена. Сейчас учебников целый зоопарк и вполне может быть, что часть учебников покрывает программу не полностью.
В исходном сообщении было что-то вроде:"Я поступала на биофак, к биологии претензий нет, а по математике два задания из пяти вне программы".
По-моему самое правдоподобное объяснение [событиям 30+ летней давности] - поступающие на биофак хорошо знают биологию и посредственно математику. При этом отсеивающим на вступительных на биофак является именно экзамен по математике, с биологией справляется намного больше народу, чем мест на факультете.
Поэтому математика на вступительных на биофак была довольно сложной, почти на уровне мехмата. И вполне могло возникнуть ложное впечатление, что какие-то задания выходят за рамки школьной программы.
Off-top. Если бы меня кто-то заставил сдавать биологию или химию и я не уделил достаточно внимания подготовке, я бы, скорее всего, тоже подумал, что от меня требуют чего-то вне-программного. Ошибаться подобным образом - нормальное дело.
Ну да, ну да. Я и пишу о том, что мне нужна была дополнительная подготовка по математике - две задачи из пяти, которые предлагались на экзамене, были мне не по зубам, в моей школе на уроках не рассматривались, в программу школьного экзамена не входили. Сама я додуматься до того, как их решать, не могла, мне нужны были занятия с репетитором, нужно было, чтобы кто-то показал, как с ними справляться. В остальном - девочка из провинциальной школы (обычной, не профилированной) без особых проблем сдает экзамены в ведущий вуз страны, готовясь самостоятельно, по школьным учебникам базовой программы (других просто не было), и всего на балл отстает от тех, кто в этот вуз поступает. И таких, как я, было предостаточно, я не уникум. Стандартной программы хватало. Теперь не так. Гляньте еще раз на тезис автора, с которым я полностью согласна: фокусные предметы в профильных классах преподаются хорошо, и чем выше уровень школы, тем лучше. Но от стандартной программы - огромный отрыв. Иллюстрацию этому я привела, именно этот учебник получают дети в подавляющем большинстве школ страны, именно эти знания требуют на уроках биологии в школе. Если не заниматься дополнительно (и опять же подавляющему большинству для этого требуются наставники) - ЕГЭ даже на 85-90 баллов не сдашь. И так по всем предметам.
Репетиторы и вступительный психоз были всегда. Правда не в таком диком количестве, как сейчас.
А вот какая главная причина найма репетиторов - сложность предмета или нерадивость школяра - вопрос интересный. Но и сейчас более чем реально поступить куда-угодно без репетиторов, исключение - махровые места, куда и на платное поступают за огромные взятки. Но таких исключений очень мало, мало-мальски разумные люди понимают, что учиться в таких заведениях контр-продуктивно.
И уж точно сдать ЕГЭ на максимальный или почти-максимальный балл проще, чем получить пять на том традиционном экзамене, после которого золотого медалиста сразу брали. Просто потому, что в экзамене специально была одна почти нерешаемая задача для "борьбы со слабыми медалистами".
"Просто потому, что в экзамене специально была одна почти нерешаемая задача для "борьбы со слабыми медалистами"." Именно об этом я и говорю. Три задачи, которые медалист (или не медалист), сдавший в школе математику на пятерку, то есть вполне освоивший школьную программу, решал без особых проблем, и две - которые без специальной подготовки не решал. Я отлично понимаю, зачем это делалось тогда и зачем включаются вопросы сверх обычной школьной программы в нынешний ЕГЭ. Цель точно та же. Если вам нужно отобрать 150 лучших выпускников из школ всей страны - что еще остается делать? Правда, в том же МГУ идут дальше и вводят дополнительный собственный экзамен.
Экзамен в МГУ, который может сдать любой "отличник", смысла не имеет. Отличников слишком много, и далеко не все они хороши. Более того - они разные, слабая школа выпускает слабых отличников, так что отличный аттестат вообще ничего не гарантирует.
Но те завальные задачи, хоть и были достаточно сложными, тем не менее за рамки школьной программы не выходили. И даже не были задачами-гробами, то есть уровня всесоюзной олимпиады, межнара и выше. Сложность вполне разумная для конкурсного отбора, да и главной целью, повторюсь, было не дать слабым золотым медалистам поступить, сдав единственный экзамен. Нормальная сдача остальных экзаменов в сумме давала проходной балл.
Дополнительный экзамен в МГУ достаточно простой. В чем-то чуть легче, в чем-то чуть сложнее ЕГЭ, но проще старых добрых вступительных экзаменов в МГУ.
И, еще раз повторюсь - нет там задач, выходящих за рамки школьной программы. Другое дело, что, используя знания за рамками программы, некоторые задачи можно решить проще. Но тут надо быть очень аккуратным, так как все внешкольное придется обосновать, что тоже трудозатратно.
********************
Если не секрет, какая ваша дальнейшая судьба. Поступили, в конце-концов на биофак МГУ или пришлось поменять планы?
В исходном сообщении было что-то вроде:"Я поступала на биофак, к биологии претензий нет, а по математике два задания из пяти вне программы".
По-моему самое правдоподобное объяснение [событиям 30+ летней давности] - поступающие на биофак хорошо знают биологию и посредственно математику. При этом отсеивающим на вступительных на биофак является именно экзамен по математике, с биологией справляется намного больше народу, чем мест на факультете.
Поэтому математика на вступительных на биофак была довольно сложной, почти на уровне мехмата.
И вполне могло возникнуть ложное впечатление, что какие-то задания выходят за рамки школьной программы.
Off-top. Если бы меня кто-то заставил сдавать биологию или химию и я не уделил достаточно внимания подготовке, я бы, скорее всего, тоже подумал, что от меня требуют чего-то вне-программного. Ошибаться подобным образом - нормальное дело.
Reply
В остальном - девочка из провинциальной школы (обычной, не профилированной) без особых проблем сдает экзамены в ведущий вуз страны, готовясь самостоятельно, по школьным учебникам базовой программы (других просто не было), и всего на балл отстает от тех, кто в этот вуз поступает. И таких, как я, было предостаточно, я не уникум. Стандартной программы хватало. Теперь не так. Гляньте еще раз на тезис автора, с которым я полностью согласна: фокусные предметы в профильных классах преподаются хорошо, и чем выше уровень школы, тем лучше. Но от стандартной программы - огромный отрыв.
Иллюстрацию этому я привела, именно этот учебник получают дети в подавляющем большинстве школ страны, именно эти знания требуют на уроках биологии в школе. Если не заниматься дополнительно (и опять же подавляющему большинству для этого требуются наставники) - ЕГЭ даже на 85-90 баллов не сдашь. И так по всем предметам.
Reply
А вот какая главная причина найма репетиторов - сложность предмета или нерадивость школяра - вопрос интересный. Но и сейчас более чем реально поступить куда-угодно без репетиторов, исключение - махровые места, куда и на платное поступают за огромные взятки. Но таких исключений очень мало, мало-мальски разумные люди понимают, что учиться в таких заведениях контр-продуктивно.
И уж точно сдать ЕГЭ на максимальный или почти-максимальный балл проще, чем получить пять на том традиционном экзамене, после которого золотого медалиста сразу брали. Просто потому, что в экзамене специально была одна почти нерешаемая задача для "борьбы со слабыми медалистами".
Reply
Именно об этом я и говорю. Три задачи, которые медалист (или не медалист), сдавший в школе математику на пятерку, то есть вполне освоивший школьную программу, решал без особых проблем, и две - которые без специальной подготовки не решал. Я отлично понимаю, зачем это делалось тогда и зачем включаются вопросы сверх обычной школьной программы в нынешний ЕГЭ. Цель точно та же. Если вам нужно отобрать 150 лучших выпускников из школ всей страны - что еще остается делать? Правда, в том же МГУ идут дальше и вводят дополнительный собственный экзамен.
Reply
Но те завальные задачи, хоть и были достаточно сложными, тем не менее за рамки школьной программы не выходили. И даже не были задачами-гробами, то есть уровня всесоюзной олимпиады, межнара и выше. Сложность вполне разумная для конкурсного отбора, да и главной целью, повторюсь, было не дать слабым золотым медалистам поступить, сдав единственный экзамен. Нормальная сдача остальных экзаменов в сумме давала проходной балл.
Дополнительный экзамен в МГУ достаточно простой. В чем-то чуть легче, в чем-то чуть сложнее ЕГЭ, но проще старых добрых вступительных экзаменов в МГУ.
И, еще раз повторюсь - нет там задач, выходящих за рамки школьной программы. Другое дело, что, используя знания за рамками программы, некоторые задачи можно решить проще. Но тут надо быть очень аккуратным, так как все внешкольное придется обосновать, что тоже трудозатратно.
********************
Если не секрет, какая ваша дальнейшая судьба. Поступили, в конце-концов на биофак МГУ или пришлось поменять планы?
Reply
Reply
Хотя и без ученой степени, в общем, жить можно.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment