Кристина Вацулеску. Полицейская эстетика. Литература, кино и тайная полиция в советскую эпоху

Feb 22, 2023 18:54



Довольно познавательная книга, состоящая примерно из трёх частей (примерно - потому что фрагменты, которые могут быть отнесены к одной части, легко находятся в другой). Я б разделили её на

1. Взаимное влияние друг на друга техники составления личных дел/досье; и прозы (наиболее яркий приведённый авторкой пример - "Мастер и Маргарита")

2. Активное включение кинопроцесса в процесс контроля над личностью - как в документалистике, так и в художке. От Дзиги Вертова и Медведкина до Пырьева.

Новое знание: фильм "Соловки", созданный по заданию и с прямой помощью ОГПУ запретили в итоге настолько тотально, что даже упоминания о нём вычистили из того времени.

Довольно много и хорошо описаны новые приёмы в документальном кино и рассказ сфокусирован на том, как вообще идея влияния кинематографа на всю жизнь и контроль за деятельностью "нового человека" формировалась в головах киноклассиков. Забавно, что оно же, конечно, так же формировалось в головах чиновников ОГПУ, но они нам этом никогда не расскажут. Вообще, интересно было б узнать, каково реально было взаимное влияние кино и тайной полиции - к кинематографу деятели ОГПУ-НКВД, очевидно имели большое пристрастие, и временами кочевали из одного цеха в другой.

"Все еще грезя о том, чтобы стать киноактером, в 1923 году уже матерый чекист заявился в Институт экранного искусства, куда его зачислили совсем не благодаря знаниям - он произвел впечатление «вероятнее всего, своим комиссарским видом…». Впоследствии он пришел в Исполбюро института, намереваясь стать его членом, а когда ему сообщили, что кандидата еще необходимо избрать, Эрмлер достал свой браунинг и положил его на стол: «Я уже избран им». Как с гордостью повторял Эрмлер, его работа в ЧК помогала ему на протяжении всей кинокарьеры. Так что он не расставался с револьвером и даже достал его на съемочной площадке фильма «Обломок империи» (1929), грозясь выстрелить в именитого актера, Федора Никитина, за «нарушение субординации на площадке».

Фанат короткоствола, ага...

3. Формулирование остраннения, как, с одной стороны, творческого метода, формирующего нужный контент; так, с другой - формы работы тайной полиции. В качестве примеров приведены Виктор Шкловский (собственно, автор термина); и Николае Штайнхардт, румынский классик, оставивший воспоминания о заключении и допросах в Секуритате.

В общем, книга неглупая, и заставляющая думать. Но я б с бОльшим интересом прочитал похожее исследование, в котором, наряду с вышеперечисленными, рассматривались бы книги АБС и фильм, сыграший на закате СССР ключевую роль в эстетизации тайной полиции в сознании среднего советского человека -"Семнадцать мгновенний весны". Архетипический, я бы сказал.

Подписуйтесь на мой ТГ-канал о книгах.

https://t.me/Krechmar_book_chat

Или не подписуйтесь.

Книги, полиция, СССР, литература, Советский Союз, Россия, новое знание, книги, общество

Previous post Next post
Up