Сомерсет Моэм. Сотворение святого. Тогда и теперь

Jan 26, 2023 18:30



Довольно странные, с моей, сегодняшней, точки зрения, произведения. Оба они - об Италии времён Возрождения. Первое - о хрестоматийном убийстве Джироламо Риарио в Форли; второе - о миссии Макиавелли к герцогу Валентино в Имолу. Одно - страстная любовь с двумя трагедиями в конце (ну и вообще сама повесть в последних главах на редкость трагична); во втором Макиавелли западает на симпотную жену своего агента в Имоле, строит сложный макиавеллиевский план ея соблазнения, но пар улетает в свисток, сложную интригу разрушают не менее сложные обстоятельства -по законам "комедии ошибок". Но вся история Макиавелли и простушки разворачивается на фоне "заговора капитанов", про который написаны сотни книг всех жанров (а в первую очередь самим Мачьявелем).

Почему повести странные? Да дело в том, что, ну, во-первых, сам Моэм писал, что правдоподобно ты можешь описывать только соотечественников, разговаривающих на одном с тобой языке (и тут он люто, бешенно прав). Я б ещё добавил- не только соотечественников, но и современников, или, по крайней мере, близко примыкающих по времени. Даже из воспоминаний фронтовиков (а я их застал какое-то количество некогда в живых) нам, современным, сложно понять мотивацию и мировоззрение людей 1940-х; воспоминания современников революции 1917 года, безусловно, интересны, но уж точно, по большей части, выглядят малопонятными и искусственными. В общем, в балду иностранца, живущего четыреста лет назад хрен залезешь. А Моэм постарался сделать именно это. Поэтому хвастливые, откровенно фанфаронские, и, очевидно, состоящие наполовину из вранья, воспоминания Челлини, читаешь с чувством "верю" - а историю любви будущего фра Джулиано - воспринимаешь как картонные декорации. (Вспомни это, Миша, когда соберёшься писать продолжение "Большого побега").

Ну, "Сотворение святого" ещё интересно тем, что Моэм пытался в нём как раз стилизовать под страстный язык Чинквеченто, но мы вряд ли это поймём, читая его в русском переводе. Ну и весь этот итальянский зоопарк гениев и злодеев - Лоренцо, Пико ди Мирандола, Макиавелли, Чезаре Борджа, Вителоццо Вителли, Мигель Корелла - дюже интересен. Но вообще - читать есть смысл только абсолютному любителю Моэма, вроде меня.

Подписуйтесь на мой ТГ-канал о книгах.

https://t.me/Krechmar_book_chat

Или не подписуйтесь.

Книги, Великие люди, Италия, литература, культура, великие люди, книги

Previous post Next post
Up