"- Василий Иванович, в лесу белые!
- Не до грибов, Петька"...
Очень я люблю этот анекдот, отражающий куда как многие особенности нашей действительности.
Вот и сейчас - в недрах некоего Всероссийского НИИ охраны окружающей среды в С-Пб (бывший ОАО НИИ защиты атмосферы воздуха) растворился НИИ охраны природы и заповедного дела (широко известный в узких кругах как НИИПиЗД).
И это не хорошо и не плохо. Так же как и пресловутая реформа РАН, или ещё не знаю какое очередное решение о переформатировании следующего НИИ или два десятка прошедших переформирований других НИИ; или любые другие решения, связанные с наукой и образованием.
Плохо то, что наукой (и, подозреваю, образованием) у нас занимаются тогда, когда становится "до грибов". То есть, все перво- второ- и третьестепенные задачи решены, можно и о науке подумать...
То есть, все эти шаги не несут отпечатка хоть какой-то осмысленности. Общее впечатление такое:
- А чего это научники зажрались? Вон у них места сколько в Москве? Отожмём?
- Отожмём. Закон примем.
- А чего это в Новосибирске научники заорали? У них же отжимать никто ничего не собирается, мы ж не в Новосибирске живём?
- Бля, братан, а чо, в Новосибирске есть научники? Удивил, реально. Забей на них, поорут и перестанут. Мы им, падлам, объяснять ничего не обязаны.
- А чо это у нас два института охраной природы занимаются? Один в Москве, другой в Питере.
- Братан, это ты верно подметил. У нас и природы-то столько нет, на два института бездельников. Щас я бумагу подпишу, сольём вместе.
То есть - в голову не приходит идиотской мысли подумать "зачем". Зачем это всё. Я не про природу, а про РАН, НИИ, отдельных сотрудников. Науку в целом. Что это, зачем, что из этого может получиться - третье- и даже четверостепенно.
"Не до грибов, Петька".
На самом деле это у нас не феномен дня сегодняшнего. По большому счёту процесс имеет корни из восьмидесятых годов. Ибо венца научного знания, с точки зрения руководства страны, мы достигли примерно к середине семидесятых - созданием водородной бомбы и средств её доставки в любую точку Земного шара. После этого вопросом "зачем" по отношению к науке у нас задаваться принято не было.
Но и на том спасибо - без оной бомбы и средств доставки, мы бы, я подозреваю, уже несколько лет из траншей не вылезали...