Слом цивилизационных парадигм и эпидемии

Apr 29, 2022 11:44

В принципе, все эпохи слома цивилизационных парадигм сопровождаются сходными социально-экономическими процессами. Но поскольку цивилизационные циклы огромные, то более или менее хорошо изученный переход от рациональной эпохи к иррациональной только один: переход от Pax Romana к Средневековью.

Знаменитый кризис 3-го века, после которого Римская империя уже не стала прежней, разразился не вдруг. Ему кое-что предшествовало: так называемая Антонинова чума, свирепствовавшая в 169-189 гг. Ученые сейчас сходятся на том, что это была никакая не чума, а черная оспа. На тот момент сапиенсам она была еще незнакома (только-только перекинуласьь на новый вид от верблюдов, как считают), а потому причинила чудовищное опустошение. В империи погибло от четверти до трети населения, в зависимости от конкретных провинций.

Как раз к тому периоду Рим достиг высшей точки своего могущества, территориального, экономического и культурного. И численность населения тоже достигла своих высот, причем около 25 % населения проживало в городах. Для доиндустриального общества это выдающиеся параметры. Римская империя создала единое экономическое пространство на всей своей огромной территории, такой общеимперский рынок. И больше всего от эпидемии пострадало как раз скученно живущее городское население, носители знаний и прогрессивных технологий.



Римская империя во 2-ом веке.

Ослабла экономика - вбунтовались крупные и могущественные провинции (Галлия и Пальмира). Параллельно на Рим давили с востока бесконечные волны кочевых народов. Начались почти беспрерывные войны, в которых утилизировалось и активное население, и общественное богатство. Войны - вещь контактная, поэтому через 100 лет, около 251 года, разразилась еще эпидемия, тоже, по-видимому, оспы.

Эпидемия бушевала 20 лет и закончилась одновременно с окончанием череды войн. Ситуация стабилизировалась, но к высшей точке уже не вернулась. За это время был разрушен общеимперский рынок, гиперинфляция (следствие расходов на войны и упадка ремесел) привела к возрождению натурального хозяйства. Значительно снизилась численность населения . В самом Риме это явно видно через сравнение границ города при Августе и Аврелиане, который в 3-ем веке построил знаменитую Аврелианову стену.

Снижение численности, вероятно, повлияло на стабилизацию политико-экономической ситуации еще на век, пусть и не в высшей точке. Уменьшение "популяции" ослабило дефицит ресурсов. Однако торговые связи и технологические цепочки так и не вернулись на уровень 2-го века.

Этот паттерн раз за разом повторяется во время слома цивилизационных парадигм. Общество достигает высшей точки развития, возможной в этой парадигме. Численность населения возрастает до тех величин, после которого включаются два фактора: биологический и экономический. К регуляции численности подключается сама природа, а на уровне экономики начинается дефицит ресурсов. Борьба за ресурсы и снижение численности населения (инфекции сильнее всего бьют по технологически развитым регионам, так как там наивысшая плотность населения) ведут разрыву связей и технологических цепочек. Образуется цивилизационный вакуум.

Ну а дальше все зависит от того, в какую эпоху вступает общество. Если в рациональную, на освобожденном пространстве происходит технологический и культурный взрыв. Так происходило после кризиса Бронзового века, когда на смену пришло использование железа, и в эпоху Возрождения, когда появилась наука и за счет географических открытий раздвинулась ойкумена. А если общество вступает в иррациональную эпоху, то оно надолго остается в дезинтегрированном виде. Это необходимо для того, чтобы коллективное бессознательное "переварило" цивилизационный опыт, накопленный за предыдущую рациональную эпоху.
Previous post Next post
Up