Может ли иррациональное мышление вступать в фундаментальный конфликт с коллективным бессознательным? Казалось бы, не должно: иррациональные эпохи нужны как раз для убаюкивания разбушевавшихся юнгианских архетипов, не осиливших рациональное мышление. Но мы-то пока не внутри такой эпохи, а на сломе парадигмы. И переход происходит в таких аберрациях, что мозг рационалиста может это переварить лишь с большим трудом.
Как, ну вот как можно находить смысл в том, чтобы настороженно прислушиваться к собственному мутному бессознательному? И с триумфом вылавливать там какую-то хрень, показавшуюся тебе значительной (в этот конкретный момент показавшуюся, потом можно и передумать). Ну ладно, допустим, иррациональное начало требует такого внимания. Но с какого затмения ты сам требуешь, чтобы твое мутное бессознательное обрело формы объективной действительности? В какой форме оно вообще может стать объективностью? Только в форме признания другими. Но как их заставить-то, вот вопрос? Есть только один способ: заключить очередной общественный договор с другими такими же, прислушивающимися исключительно к своей психике. Ты признаешь меня тем, что я тебе скажу, а я признаю тебя.
Но тут тоже есть проблема, даже две. Первая: пока еще не все в этом мире сосредоточились на собственных психических процессах. Остальных как заставить? Вторая проблема, на самом деле, еще хуже. С реальностью просто: что видишь, с тем и имеешь дело. А как угадаешь, чего там напридумывал твой иррациональный собеседник? Никак. Поэтому, чтобы его не обидеть ненароком, лучше вообще не апеллировать к объективной действительности. Сразу формулировать так, чтобы ничего потенциально обидного не сказать. И вскоре окажется, что вообще ничего нельзя сказать, вот практически совсем ничего. Но это если ты заставишь и тебя заставят. А как заставить-то всё же?
Общество придумало два инструмента - мораль и право. Сначала складываются моральные нормы, потом часть из них становится правовыми. Но мораль охватывает более широкий спектр. Право регулирует только основные сферы жизни, а мораль лезет во всё. Самый древний механизм реализации общественного договора. При этом у морали нет инструментов принуждения, какие есть у правовых норм. Нельзя впаять штраф или срок за несоблюдение моральных норм. Приходится искать способы заставить всё же выполнять и их. Как? зависит от общества. Где-то могут и навернуть, где-то ограничатся недоуменно поднятыми бровями (и подействует). В рациональных обществах морального давления меньше, потому что объективная действительность, которую не игнорируют, и так отстраивает поведение людей в рамках законов природы. А вот в иррациональных обществах начинается вакханалия.
Инфантильная до идиотизма культура отмены - эталонный пример морального давления в иррациональном обществе. Закрыл глаза - и всё исчезло. Неа, не исчезло. Осталось ровно на том же месте, только твой мозг перестал учитывать это в своих моделях. И так иррационально мыслящий, он стал еще более иррациональным. Объективная информация - основа для принятия решений. Какие решения могут быть приняты, если половины вещей ты не знаешь по объективным причинам, а от второй половины отказался сам от большого ума? Вот-вот.
Юнг выделил несколько архетипических мотивов, которые живут в коллективном бессознательном. Какие мотивы проявляются в культуре отмены? Во-первых, герой/враг. Я герой, другой - враг. Во-вторых, мотив изгнания из рая. Я, герой, изгоняю врага из рая. А кто у нас вообще из рая изгоняет? Какой архетип? Представляете, что в головах у людей творится? Вот-вот.
Если кто-то вдруг заинтересуется эфиопским искусством, то вторая моя лекция в Музее русской иконы будет 26 апреля. Доступна по ссылке:
https://www.youtube.com/watch?v=68Bw40fQM6s А "Клуб бестолковых бессмертных" пробился в хиты продаж, ура!