Вверх по лестнице, ведущей вниз

Apr 18, 2022 13:34

Можете смеяться, но история искусства учит смирению. Но только когда смотришь во всей исторической перспективе. Искусство - проекция коллективного бессознательного. Не отражение, конечно, но если откалибровать, то проекция очень объективная и наглядная. Более объективная и наглядная, чем литература и прочая словесность. Слова заряжены смыслом, речь используется, чтобы передать сознательную составляющую. А искусство... Чего бы там художники-скульпторы ни сочиняли, в итоге они лишь ДУМАЮТ, что выражают собственные идеи. А на самом деле проецируют на холст/бумагу/камень состояние коллективного бессознательного.



Коллективное бессознательное - это что-то вроде дыхательной системы общества. Вдох-выдох, вдох-выдох. На вдохе коллективный интеллект сосредоточивается на познании объективного мира, на выдохе переключает внимание на собственную психику. На самого себя переключает, и тогда объективная действительность начинает восприниматься как комплекс собственных ощущений. Но ощущения у всех разные - и коллективное представление об объективных процессах дробится на осколки и размывается.

В какие периоды это происходит? Когда объем знаний об объективном мире и объем новых технологий, обеспечивших значительный рост человеческой популяции, начинает превышать способность коллективного бессознательного эти знания и технологии усваивать. Ведь знания и технологические навыки не равномерно "размазаны" по всем мозгам. Прорывы в познании и технологиях происходят за счет интеллектуального меньшинства. Остальные тоже получают свою порцию познаний и пользуются плодами новых технологий. То есть тоже подтягиваются, но разрыв между первыми и вторыми увеличивается. При этом популяция растет, как и абсолютное количество тех, кто не справляется с новым знанием, технологиями и информационными потоками. И в какой-то момент в обществе начинает доминировать иррациональное начало. Коллективному бессознательному нужно выдохнуть, надолго сосредоточиться на самом себе, чтобы переварить накопленный рациональный опыт. Какая-то, неперевариваемая на данном этапе, часть опыта потеряется, конечно. Но в целом общество в итоге приходит в равновесие, отодвигаясь от края информационной и технологической пропасти. После чего возможен новый этап рационального развития. Отодвигаться приходится, потому что коллективное бессознательное боится и не выносит то, чего не понимает.

Это наблюдается на всем протяжении человеческой истории и очень хорошо проецируется на искусство. В рациональные эпохи искусство стремится к натуралистичности, и это закономерно: так проявляется интерес к объективной действительности. Ведь живопись и скульптура - тоже инструменты познания окружающего мира. Познания законов перспективы, световых эффектов, анатомии и даже свойств материалов, используемых при создании произведений искусства. Не случайно на биологических факультетах преподают анатомический рисунок. А в иррациональные эпохи объективный мир не интересен, внимание сосредоточивается на передаче собственных ощущений и иррационального (мистического) "опыта". Этот цикл повторяется эпоха за эпохой, вдох-выдох, вдох-выдох. Вот здесь я пыталась об этом рассказывать, с иллюстрациями (как давно это было, оказывается):

https://kintosha.livejournal.com/159171.html
https://kintosha.livejournal.com/159455.html
https://kintosha.livejournal.com/159976.html
https://kintosha.livejournal.com/160042.html

Последняя рациональная эпоха, начавшаяся в конце готики - начале Ренессанса, пришла к своему завершению. Такие монументальные изменения не происходят мгновенно. Римская империя сыпалась три века, Бронзовый век тоже отчаянно сопротивлялся наступлению темной эпохи. Рациональная посыпалась в 20-м веке, и первыми это спроецировали наши авангардисты. Я бы сказала, что Кандинский - самый яркий образец такой проекции. У Малевича, Лисицкого, Мондриана остается геометрия, остается форма, пусть и абстрактная, а у Кандинского структура растеклась тотально. Еще, кстати, интересный момент: в те времена появилось много "бумажной" архитектуры. Посмотрите Чернихова, например. И не только. На бумаге создавались фантастически прекрасные, но практически не реализуемые проекты. Почему? Потому что они не учитывали законы физики. Архитектура - самый рациональный вид искусства, по понятным причинам. И туда иррациональное пролезает в виде таких вот неосуществимых проектов.

Я потом подробнее напишу про нашу конкретную ситуацию. А пока еще одну вещь хочу затронуть: может ли слом цивилизационной парадигмы произойти без великих социальных потрясений? Может, наверное, но только если человечество получает хороших люлей от природы. Так случилось на излете палеолита, когда растаял суровый Вюрм, и людям пришлось спешно приспосабливаться к радикально новым условиям: строить лодки, изобретать луки, приручать собак и копытных. А вот когда в природе все относительно стабильно, рациональные эпохи рушатся с грохотом. Нет внешнего давления, отвлекающего человечество по психического буйства. Сколько бы коллективное бессознательное ни отворачивалось от объективной действительности, законы физики, химии, биологии не перестают быть законами. Объективная действительность никуда не девается, но нежелание с этим смириться загоняет психику людей (и коллективное бессознательное как сумму психик индивидов) в состояние разрушительной ярости. Плюс еще и численность населения изрядно возрастает в рациональные периоды, а технологический уровень эпохи (поделенный на количество тех, кто технологии лишь юзает, не производя ничего полезного) не в силах удовлетворить возросшие потребности. Коллективному бессознательному становится злобно, обидно... и голодно.

Поэтому, увы, эпохи заканчиваются всеобщим грабежом перераспределением съеживающихся ресурсов. Так было во время катастрофы Бронзового века, во время развала Римского мира. Боюсь, сейчас тоже тихо не будет.
Previous post Next post
Up