Керамический декор фасада здания б. яслей - приюта для работниц табачной фабрики А.Н. Заусайлова в Е

Jun 15, 2013 22:16

Оригинал взят у a_la_belle в Керамический декор фасада здания б. яслей - приюта для работниц табачной фабрики А.Н. Заусайлова в Е
В г. Елец (Липецкая обл.), на ул. Ленина, 68 располагается здание б. яслей - приюта для работниц табачной фабрики А.Н.Заусайлова. Как сообщается на одном из липецких сайтов, оно "построено в начале XX в. на средства купца А.Н. Заусайлова, владельца табачной фабрики в Ельце. Автор проекта неизвестен, возможно - епархиальный архитектор Э.И. Вильфарт. В приюте "Ясли" бесплатно на средства А.Н. Заусайлова содержались до 50 детей. В советское время здание приспособлено под городскую детскую поликлинику. В настоящее время в нем размещается филиал Елецкого городского краеведческого музея Музей елецких ремесел Состоит на охране государства как памятник архитектуры федерального значения".

Фасад здания богато украшен керамическим декором. Где же было изготовлено это великолепное изразцовое убранство? Ни в одном в известных автору источников нет никаких упоминаний о месте его производства. Попробуем ответить на этот вопрос.

















При визуальном анализе фасадного декора обращают в т.ч. на себя внимание керамические панно с растительным мотивом "с завитками" (илл. 6-8). Дело в том, что это один из самых узнаваемых сюжетов Абрамцевской гончарной мастерской 1910-х гг. На это первым обратил внимание архитектор, исследователь Андрей Мушта. В статье "Майолики особняка Рейнеке" ("Тектоника плюс", № 7-8, 2009 - скачать можно здесь >>>) он отмечает, что растительный мотив "с завитками" - "эта полная красоты и своеобразия композиция была чем-то особенно дорога Савве Мамонтову. Судя по дошедшим до нас фотографиям, она постоянно экспонировалась во дворе Абрамцевской мастерской". Керамические панно с растительным мотивом "с завитками" сегодня можно встретить, по крайней мере, в трех (не считая Ельца) городах России: на доме Шаронова в Таганроге, доходном доме П.Г. Солодовникова в Москве и на особняке Рейнеке в Саратове (см. упомянутую статью А.Мушты).















Зная к тому же, что фасадная и интерьерная керамика для другой постройки А.Н. Заусайлова в Ельце - Великокняжеской Михаило - Александровской церкви - была изготовлена в Абрамцевской гончарной мастерской, у нас есть все основания полагать, что там же был произведен и фасадный декор яслей - приюта для работниц табачной фабрики А.Н. Заусайлова.















Наиболее подробно история Абрамцевской гончарной мастерской изложена в фундаментальной работе М.В. Нащокиной "Абрамевская гончарная мастерская. 1890-1917" [1] . Вот что коротко говорится на сайте государственного историко-художественного и литературного музея-заповедника "Абрамцево": "в 1890 г. в усадьбе была построена керамическая мастерская, художественным руководителем которой стал М. А. Врубель. Он выполнил изразцовые печи для московского и абрамцевского домов Мамонтовых, многочисленные произведения декоративной скульптуры и посуды. Существенный вклад в деятельность мастерской внес мастер-технолог П. К. Ваулин, заведовавший керамическим производством более десяти лет. С 1900 г. С. И. Мамонтов большую часть времени жил в Москве, в доме на 2-й улице Ямского поля у Бутырской заставы, купленном в середине 1890-х гг. на имя младшей дочери Александры. Сюда в 1896 г. была перенесена Абрамцевская керамическая мастерская, получившая название Керамический завод "Абрамцево", управлению которым посвятил себя Мамонтов. Изделия завода занимали почетные места на российских и международных выставках, украшали московские здания: панно "Принцесса Греза" (1899 - 1903) М. А. Врубеля - фасад гостиницы "Метрополь", панно К. А. Коровина на темы русского Севера (1990-е) - интерьеры Ярославского вокзала, фриз по эскизу В. М. Васнецова (1903) - фасад Третьяковской галереи. В середине 1920-х гг. керамический завод "Абрамцево" был передан учебно-производственной базе ВХУТЕМАСа, а затем переоборудован в экспериментальную лабораторию огнеупорных материалов. Его художественное значение было утрачено".

[1] О.И. Арзуманова, В.А. Любартович, М.В. Нащокина. Керамика Абрамцева в собрании Московского государственного университета инженерной экологии - М.: Жираф, 2000. - 222 с.: илл. - (Русский модерн).

Источник

Рекомендую

Российская традиционная керамика | Р. Р. Мусина | | Шедевры народного искусства России / Masterpieces of Russian Folk Art
Керамика Абрамцева в собрании Московского государственного университета инженерной экологии | О. И. Арзуманова, В. А. Любартович, М. В. Нащокина | Русский модерн
Керамика. Путеводитель по традиционным техникам мира | Брайан Сентенс | Ceramics: A World Guide to Traditional Techniques
Шедевры мировой керамики | И. М. Елатомцева
Все рубрики блога "Прекрасная эпоха модерна"   
La_belle_epoque
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Previous post Next post
Up
[]