"Первые на Луне" (Алексей Федорченко, 2005), или "Не поехали!"

Jun 15, 2012 06:24

Алексей Федорченко известен своим умением околпачить зрителя, сбить его с толку. С серьёзным лицом он готов рассказывать самые несусветные небылицы, а мы, с не менее серьёзными лицами, готовы в них верить. Помнится, в нашумевших «Овсянках» были выдуманные традиции и обычаи народа меря. Суровые герои травили душещипательные байки про «дырочки» возлюбленных и пели возвышенные оды о носках. Шутку юмора авторов по достоинству оценили далеко не все, в результате чего безрассудную фантасмагорию называли то «языческой поэмой», то «глубинным эпосом», то, о Господи, «эротико-философской драмой». Иными словами, мистификация удалась на славу.




Специфический стиль режиссёра, вероятно, сформировался после казуса с его дебютной лентой «Первые на Луне» на Венецианском фестивале 2005 г. Проявив или наивность, или хорошее чувство юмора, жюри наградило бесхитростное мокьюментари призом за лучшую документальную работу. Федорченко был удивлён, однако с тех пор вошёл во вкус.





«Первые на Луне», как дают понять авторы, проливают свет на напрасно забытые страницы истории освоения космоса. Согласно теории, утверждаемой в фильме, первая попытка человечества вырваться за пределы родной планеты была предпринята в СССР во второй половине 30-х гг. Сверхсекретный проект предполагал подготовку четверых «космолётчиков», в том числе карлика, создание небывалой ракеты, и её запуск прямиком на Луну, ни много, ни мало. Одиозный замысел вполне ожидаемо провалился. Его участники или пропали, или были репрессированы, некоторые спаслись - бегством или безумием. Обнаружить сенсацию спустя десятилетия помогли свидетельства немногих очевидцев и рассекреченные материалы спецслужб, в том числе плёнки скрытых камер. Федорченко ловко подсмеивается над всеми этими бесчисленными телевизионными документальными расследованиями, копируя их приёмы. Для пущей красоты добавляются юморески в уютном духе советских параллельщиков.




Разумеется, авторы не ставят цели исключительно дурачить зрителя или пародировать околоисторические передачи, о чём заявляют в самом начале фильма устами работника «киноархива ФСБ»: «Всё, что было, должно быть снято, а если снято, значит было». Нам как бы намекают, мол, снять можно что угодно и тогда что угодно будет. Незамысловатая стилизация хроники и скрытых съёмок, трудно скрываемая ирония указывают на то, что картина не ставит во главу угла создание очередного абсурдного мифа. Отбросив шутки, в картине можно увидеть довольно печальное размышление о судьбе нашей страны и её народа, о нашей грустной истории.




Полёт на Луну есть не что иное, как метафора мечты, вечной русской абстрактной мечты о чём-то возвышенном и недостижимом. Фильм рассказывает о том, как в очередной раз, непосредственно в 30-е гг. эта мечта не сбылась. Идея космического полёта, по сути, столь же отвлечённа, как и идея построения коммунизма. Воплощающие эту идею «космолётчики» долгое время пребывают в неведении относительно своих задач и целей, как миллионы, создававшие новое общество. Полёт на Луну предполагал, хоть и не озвучивал, неизвестность, так же как и идея коммунизма. Попытка воплощения и той, и другой мечты обернулась катастрофой. До Луны не долетели, до "светлого будущего" не дошли, цена попыток, при всех достижениях - непомерна. Смелые фантазии оказались разбиты, искренний энтузиазм - бесполезен. Мечтатели, вероятно за свои же мечты, - наказаны. Такая вот очень русская история, на которую только и остаётся, что смотреть со смехом, иначе уж больно горько получается.








2005, наше, Федорченко, "нулёвые", кино, "4", русское

Previous post Next post
Up