Мартин Скорсезе. 70 лет «гению американского кино»

Nov 17, 2012 09:35

17 ноября 2012 года отмечает семидесятилетний юбилей Мартин Скорсезе, живой классик мирового кино, человек редкого таланта, способный делать произведения искусства хитами проката. За полвека карьеры в кинематографе, режиссёр создал более полсотни художественных и документальных картин, многие из которых неизменно попадают во всевозможные топы лучших фильмов. В мире кино Скорсезе, кажется, добился всего, что только возможно: его фильмы востребованы зрителями и приняты критиками, и трудно представить, куда это режиссёр помещает все сто с лишним присуждённых ему наград, среди которых, между прочим, статуэтки премии «Оскар» и кинофестиваля в Каннах. Мэтр, тем не менее, не устаёт трудиться, и сегодня работает как минимум над четырьмя проектами.




Скорсезе родился в Нью-Йорке, в районе Маленькая Италия, прославленном на весь мир самыми невероятными криминальными историями. Насилие и кровопролитие здесь было нормой, о чём Мартин узнал уже в пятилетнем возрасте, когда впервые увидел человека с простреленной головой. Родители будущего режиссёра, выходцы из Сицилии, строго придерживались католических традиций, чем привили сыну обострённую совестливость и нетерпимость к особенно явным проявлениям порока. Какое-то время Скорсезе даже мечтал о том, чтобы стать приходским священником, но, приглядевшись получше к царившему вокруг него беспределу, пришёл к выводу, что служителю Господа в этом мире делать нечего. Проведший как минимум половину детства в кинотеатрах, влюблённый в грандиозные голливудские пеплумы и скромные, но пронзительные картины итальянского неореализма, Скорсезе решил посвятить себя искусству экрана.




В кино Скорсезе пришёл в нужное время. Его первые опыты, местами неловкие, местами уходящие в чистый трэш, но неизменно искренние, получили одобрение таких прославленных мастеров независимого и малобюджетного кино, как Роджер Корман и Джон Кассаветис. В фильмах «Кто стучится в дверь ко мне?» (1967) и «Берта по прозвищу “Товарный вагон”» (1972) проявлялось стремление автора говорить довольно жестоким языком о настоящей, невыдуманной жизни, вскрывать противоречия нашего абсурдно устроенного мира. А такой подход идеально соответствовал требованиям эпохи «нового Голливуда». После восторженно принятой критиками гангстерской ленты «Злые улицы» (1973), Скорсезе встал в один ряд с самыми талантливыми режиссёрами своего поколения, молодыми парнями, вроде Стивена Спилберга, Джорджа Лукаса, Питера Богдановича.




Материал, лежащий в основе «Злых улиц», жизнь преступной среды, об особенностях которой Скорсезе знал не понаслышке, стал одним из центральных в творчестве режиссёра, и послужил стержнем наиболее известных его фильмов. Большинству Скорсезе известен именно как мастер криминальных драм, жестоких, зрелищных, не лишённых чёрного юмора. К числу таких картин относятся «Славные парни» (1990), «Казино» (1995), «Отступники» (2006).

Однако если внимательней приглядеться к фильмографии режиссёра, то можно заметить, что гангстеры являются далеко не единственными персонажами его лент. При этом почти все главные герои творчества Скорсезе, в той или иной степени, представляют альтер-эго режиссёра. Мятежные, недовольные окружающим миром, они постоянно находятся в борьбе с самими собой, со своими пороками, страстями, наконец, с совестью. Они предают, мстят, грешат, пробуют искупить вину, пытаются самоутвердиться, мучаются от навязчивых маний. Персонаж Мартина Скорсезе - человек противоречивый, с расколотым сознанием, колеблющийся между условиями внешнего мира и требованиями мира внутреннего, загнанный в положение, которое кажется неразрешимым. В «Таксисте» (1976) такой герой, из любви к справедливости и ненависти к пороку, задумывает убить политика и устраивает бойню в борделе. В «Бешеном быке» (1980) он выплёскивает всё накопившееся в душе на ринге и завоёвывает титул чемпионом мира по боксу. А в «Эпохе невинности» (1993), устав от обыденной жизни, он мечется между завидной невестой и обольстительной любовницей. Именно благодаря противоречивости героев вызвала и продолжает вызывать споры лента «Последнее искушение Христа» (1988). В картине, Иисус, провозвестник новой веры, сомневается в этой вере больше всех. А Иуда, первый ученик, именно благодаря крепости своей веры, идёт на предательство.




Скорсезе никогда не задерживался долго на одной теме или на одном жанре, всегда пытался проявить себя на каком-то новом, неизведанном ранее поле. Так, в промежутке между кровавыми хитами «Злые улицы» и «Таксист», он снял лирическую, нацеленную на женскую аудиторию мелодраму «Алиса здесь больше не живёт» (1974). В числе его картин есть мюзикл «Нью-Йорк, Нью-Йорк» (1977), и психологический триллер «Мыс страха» (1991), трагикомедия «Король комедии» (1982) и мистическая лента «Воскрешая мертвецов» (1999), смелый антисюжетный опыт «После работы» (1985), и грандиозная костюмированная постановка «Век невинности», философский байопик «Кундун» (1997), и фильм для детей «Хранитель времени»(2011). Но при всём творческом разнообразии, Скорсезе любит подчёркивать, что в каждом проекте для него на первом месте стоит человек, его судьба, его сознание. Именно эта особенность составляет главную ценность таких драматических лент, как «Бешеный бык» и «Авиатор» (2004).




Творческий путь Скорсезе, в отличие от многих других режиссёров, со стороны выглядит довольно стабильным. Глядя на его обширную фильмографию, нельзя выделить каких-то особенно затяжных периодов кризиса или простоя, не было у него и каких-либо громких провалов. Его картины, кроме, быть может, самых ранних, неизменно пользовались успехом, как у зрителей, так и у критиков. Удивительно, но при этом многие важные в Голливуде люди не желали признавать Скорсезе вплоть до 90-х годов, пока он не снял такие сверхуспешные ленты, как «Славные парни» и «Мыс страха». Американская академия киноискусства игнорировала режиссёра ещё дольше. Десятилетиями Скорсезе дразнили бесконечными номинациями, но впервые наградили «Оскаром» лишь относительно недавно, в 2007 году, за «Отступников».




Чистокровный сицилиец, Скорсезе всегда отличался буйным нравом и взрывным характером. Трудно поверить в то, что этот невысокий человек с густыми бровями, большим носом и грустными-грустными глазами может быть настоящим тираном. Причём во всей красе свои не лучшие качества режиссёр предпочитает проявлять дома, благодаря чему на сегодняшний день его терпит уже пятая жена. Злость, «продуктивная злость», по словам самого Скорсезе, хорошо «идёт в работу», является одним из двигателей творчества. Так, будучи «очень зол на Лас-Вегас», он снял «Казино». Видимо, именно срывая злость на кого-то или на что-то, он заставил Де Ниро для исполнения главной роли в «Бешеном быке» набрать ни много ни мало двадцать килограмм. А чтобы актёр лучше вжился в образ героя «Таксиста», Скорсезе вынудил его месяц отработать за баранкой.

Одним из главных источников вдохновения для Скорсезе являются суровые впечатления юности. Ярый противник насилия, режиссёр славится своим умением максимально натуралистично и жестоко показывать насилие на экране. Неоднократно это ставилось Скорсезе в вину, и служило поводом для нелепых обвинений в прославлении жестокости. Стремление к воссозданию правды жизни иногда приводило Скорсезе к совсем уж экстравагантным поступкам. Так, в том же «Таксисте» исполнять роль проститутки, причём такой отвязной проститутки, без комплексов, была приглашена Джоди Фостер, девочка четырнадцати лет. К слову, об актёрах. Именно у Скорсезе сыграли свои лучшие роли и с неожиданной стороны раскрылись не только Роберт Де Ниро и Джоди Фостер, но ещё и Харви Кейтель, Леонардо ДиКаприо, Джо Пеши, Уиллем Дефо.




Как известно, Скорсезе является одним из самых больших киноманов среди режиссёров. По собственному признанию, в свободное время он любит «запереться в просмотровой и просто смотреть кино». Не случайно одним из его самых одиозных документальных проектов стала четырёхчасовая «История американского кино от Мартина Скорсезе» (1995), где повествуется о мире Голливуда и о самых значительных картинах, им созданных.

Как ярчайший представитель поколения секса, наркотиков и рок-н-ролла, Скорсезе, конечно же, является заядлым меломаном. Редкий его фильм обходится без сопровождения заводных шлягеров 60-70-х годов. При этом особенное предпочтение режиссёр отдаёт нестареющим The Rolling Stones. Кстати, документальные ленты о музыкантах можно выделить в особую группу в фильмографии Скорсезе. Он делал картины о таких легендах, как Боб Дилан, Джордж Харрисон, The Band и те же «Роллинги».




Недавно Скорсезе признался в одном из интервью: «…у меня довольно паршивое настроение. И так уже лет сорок». Выходит, почти все свои фильмы Скорсезе снимал, будучи в дурном расположении духа. Что ж, остаётся пожелать, чтобы настроение у него ни в коем случае не улучшалось, уж больно хочется почувствовать в тех самых грядущих четырёх проектах дух настоящего Мартина Скорсезе.




12 любимых фильмов Мартина Скорсезе.
В честь юбилея, Мартин Скорсезе приглашает вместе с ним посмотреть дюжину его любимых фильмов.

01. «8 с половиной» (Федерико Феллини, 1963)


«Феллини обновил всё то, что сейчас мы называем кинематографом… В “Восьми с половиной” больше всего захватывает то, что Феллини создаёт кино прямо на наших глазах… Это самое искреннее признание в любви к кино, которое мне известно»

02. «2001 год: Космическая одиссея» (Стэнли Кубрик, 1968)


«“Космическая одиссея” - первый фильм, объединивший камеру и компьютер, для создания визуальных эффектов. Фильм ознаменовал прорыв в техническом мастерстве. Каждый кадр “Одиссеи” говорит о том, что возможности кинематографа безграничны. Подобно “Нетерпимости” Гриффита или “Восходу солнца” Мурнау, “Одиссея” это одновременно и фантастическое произведение, и экспериментальный фильм, и визуальная поэма»

03. «Пепел и алмаз» (Анджей Вайда, 1958)


«Один из тех фильмов, что оказали на меня наибольшее влияние»

04. «Гражданин Кейн» (Орсон Уэллс, 1941)


«Орсон Уэллс был подобен обрушившейся стихии, которая напрочь снесла всё, что было до неё. А его “Гражданин Кейн” - это один из самых рискованных проектов в истории мирового кино. Не думаю, что когда-либо видел нечто столь же впечатляющее. Операторская работа в фильме не похожа ни что из того, что было ранее… И до сих пор картина способна захватить и потрясти»

05. «Леопард» (Лукино Висконти, 1963)


«С этим фильмом я проживаю каждый день своей жизни. В нём очень точно расставлены акценты и выверены полутона. Висконти умело использует глубину открытых пространств и богатство деталей… Иными словами, Висконти сделал фильм, который можно называть одним из величайших»

06. «Пайза» («Земляк») (Роберто Росселлини, 1946)


«Росселлини придумал неореализм. А это мой самый любимый фильм Росселлини… В нём говорится о свободе и о цене свободы»

07. «Красные башмачки» (Майкл Пауэлл и Эмерик Прессбургер, 1948)


«Есть что-то завораживающее и мощное в истории, лежащей в основе этого фильма. Когда мне было девять или десять лет, я был просто потрясён тем, как здесь использован цвет. Ловкость движений танцовщиков, серьёзность их лиц… Всё выполнено на таком уровне, что у тебя создаётся ощущение, будто ты видишь, слышишь и чувствуешь то же, что и танцоры»

08. «Река» (Жан Ренуар, 1951)


«Один из двух самых красивых цветных фильмов (наряду с “Красными башмачками”)… Одна из тех картин, что сформировала меня, как художника»

09. «Сальватор Джулиано» (Франческо Рози, 1961)


«Правда и искренность этого фильма просто потрясают. Человечность в нём превозносится и ставится превыше всего»

10. «Искатели» (Джон Форд, 1956)


«Диалоги здесь звучат как поэзия. Эмоции героев меняются с поразительной ловкостью. Этот фильм я пересматривают один-два раза в год»

11. «Сказки туманной луны после дождя» (Кэндзи Мидзогути, 1953)


«Восхитительно выстроенный, незабываемо прекрасный фильм»

12. «Головокружение» (Альфред Хичкок, 1958)


«“Головокружение” - пожалуй, мой самый любимый фильм Хичкока, да и один из самых любимых фильмов вообще. С тех пор, как я впервые увидел его в пятнадцать лет, я периодически мысленно возвращаюсь к нему»

Скорсезе, юбилей, дата, 2012, 1942, кино

Previous post Next post
Up