Замок

Sep 11, 2006 14:32



Авторы фильма
Это - один из первых фильмов ставшего сейчас практически лучшим отечественным кинорежиссером Алексея Балабанова. Он же написал и сценарий - вместе с Сергеем Сельяновым,   с тех пор - неизменного партнера Балабанова, теперь уже как продюссер. Вот такие были люди - в конце 80-х годов молодые начинающие питерцы решили для начала взять не что-нибудь, а просто-напросто  великий роман Франца Кафки, который и читают-то люди с трудом. Потому что не могут понять, о чем он написан.

Балабанов с Сельяновым поняли - и взялись этот средневековый абсурд донести до нас. И ведь донесли! - вот что удивительно! Среди прочих выдающихся создателей фильма нельзя не вспомнить Сергея Курехина - музыку для "Замка" писал именно он. Такой - психоделической и парадоксальной музыки  - Курехин мог бы написать еще на 100 фильмов. Если бы успел.


Звезды
«Замок» - фильм необыкновенно густонаселенный, персонажи появляются, произносят несколько слов, совершают какие-то труднообъяснимые, как полагается у Кафки, поступки, и исчезают, чтобы больше никогда не попадаться нам на глаза. Из всего этого множества лиц вы узнаете только двух - лицо Николая Стоцкого, исполнителя главной роли землемера Иозефа К. (а еще он с успехом в поздних советских фильмах играл Иванушек, принцев и комсомольцев 20-х годов); и гораздо более теперь знакомое лицо знакового Балабановского актера, Виктора Сухорукова - вот, оказывается, из каких глубин времен ведет начало их творческое содружество.

И вот такое наблюдение: из сегодняшнего времени, когда на любом экране ты видишь одни и те же лица - удивительно видеть целый огромный фильм, состоящий сплошь из незнакомцев - как будто действительно заглядываешь в другую жизнь.

Жанр
Притча абсурда. У Венечки Ерофеева в бессмертной поэме "Москва-Петушки" есть определение, которое замечательно подходит к истории "Замка" Кафки: "Все должно быть медленно и неправильно".

Столкновение человека с бюрократической машиной во всем ее величии и прекрасной завершенности - когда, приходя в Замок как будто бы для совершенно реального дела, Землемер сначала не может найти, кому же он был нужен, потом, как инородная деталь, терпит какие-то притеснения от системы, а потом, пообтесавшись, становится своим - и частью ее - эта история,  выйдя за пределы книжной станицы, представленная в лицах, выглядит удивительно актуальной. И выражения этих лиц - удивительно знакомыми, хотя роман написан сто, а фильм снят без малого 20 лет назад.

КиноУХО Авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн

абсурд, Стоцкий, обзоры фильмов, драма, Сухоруков, Франция, Россия, Сельянов, Балабанов, Кафка, 1994, Германия, кино, Курехин

Previous post Next post
Up