Джонни Д. | Public Enemies (Бэтмен против Джека-Воробья)

Jul 23, 2009 14:41



Что можно сказать с уверенностью: вы все равно не сможете оценить этот фильм по достоинству. Мы все не сможем. Потому что и название его, предрекающее встречу с культовым актером в роли культового же героя, и шумиха вокруг фильма на подступах - все это не то, что мешает просмотру, но - влияет на него.
Конечно, не в одном только случае «Джонни Д.» Об этом можно писать киноведческие диссертации, а можно - промоутерские выкладки: как влияют на впечатление от просмотра зрительские ожидания? На кассу - влияют хорошо, однозначно. Звучное имя в титрах, культовая тема, скандал перед премьерой, да, в конце концов, простая агрессивная реклама заставят-таки зрителя раскошелиться и купить билет.
Но вот - как он воспримет фильм? Эти - по определению, навязанные, искусственно созданные и потому - завышенные ожидания - не мешают ли зрителю получить от просмотра то впечатление, сообщение, которое в фильм закладывали создатели? И какими бы глазами смотрел тот или иной фильм человек, ни сном, ни духом о нем не слышавший прежде? Свежая голова? Вопрос интересный, но практически безответный.
Вот от «Джонни Д.» - ожидали, конечно же, искрометности Джонни Деппа - иначе, зачем было его звать?


Карнавальности «Пиратов Карибского моря» - ведь и Джонни здесь, и тема пиратская. Противостояния бобра с ослом в полный рост - благо, и Кристиан Бейл - Бэтман - тоже здесь, и возглавляет привычную сторону бобра. И ничего этого не получили. Обидно! Досадно!
Скучно! Не интересно! Депп какой-то не игривый вовсе! Бейл не всепобеждающий и даже не очень-то удалый… А история Врага Государства номер один настолько похожа, как две капли воды, на истории таких же врагов - других ли государств (Франции, например, там Венсан Кассель отжигал в этой роли), или того же самого государства - что, кажется, не из-за чего вообще стулья ломать. Но, ребята! Сюжетов на свете - раз-два и обчелся. Мы же не обижаемся, когда в тысячный  раз на экране «парень встретил девушку, они полюбили друг друга, но родители против». Ну, можно сказать, в историях любви меняется время действия и личности главных героев.
А героических саг о гангстерах 30-х годов - и не сосчитаешь, и все эти гангстеры похожи друг на друга - хотя бы из-за дресс-кода, без старательного соблюдения которого их, видно, не принимали в гангстеры: темная  пиджачная тройка, белая рубашка, галстук и мягкая фетровая шляпа. (В конце фильма о Джоне Диллинджере  враги-ФБРовцы раскусили его коварные замыслы: «Он может изменить внешность!» - с опасением предполагает провидец-Кристиан Бейл. И точно: вместо положенного костюма и фетра злодей надел белые брюки свободного покроя и соломенную шляпу - и тут же растворился в толпе, став неузнаваемым!)
Ну и что, что их много. У нас тоже много: Илья Муромец. Алеша Попович. Добрыня Никитич. Не говоря уж о Никите Кожемяке и Микуле Селяниновиче. А наши былинные девушки! Варвара-Краса,  Длинная Коса, Марья-Искуссница, Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая - и не сосчитаешь! А посмотреть на них сторонним взглядом - и все они на одно лицо: девушки - круглолицые красавицы в сарафанах с косой до пояса; богатыри - крепкие парни с бородами, по возможности в шлемах, да кольчугах. И встречаются им на пути - одни и те же цари, бояре, Баба-яга и Кощей Бессмертный в смену со Змеем Горынычем. Вот и весь набор, можно тасовать его сколько угодно, но для стороннего глаза (теперь этим сторонним глазом на наши детские фильмы смотрят наши дети, поклонники Гарри Поттеров) - все они одинаковые.
Джон Диллинджер - такой же былинный богатырь американской мифологии, даром, что еще ста лет не прошло со времени его подвигов. - Специфика короткой американской истории и высокотехнологичного способа создания мифологии: пока средства массовой информации не развернулись в полный рост, фиксировать конкретные имена и фактуры было некому. Летописцев-Пименов не завезли. И вот из  вполне реального и конкретного бандита-виртуоза (и от бабушки ушел, и от дедушки ушел!)  лепят мифологический персонаж. Который - Джонни Депп тут совсем не при чем! - по определению не должен обладать какими-то специфическими чертами и особенностями характера, как-то: тиком правого глаза, прихрамыванием, тонким заливистым смехом, привычкой через слово приговаривать «Мать моя, женщина!» или даже! - оставлять после себя на стене ограбленного банка фирменный знак - черную кошку, нарисованную бычком и им же припечатанную.
Нет! Джон Диллинджер в фильме - персонаж американской мифологии, Илья Муромец. Он - символ. Очеловечивать его, придавая какие-то узнаваемые характерные черты - снижать образ. Диллинджер - символ прекрасного и бесстрашного бандита, который идет наперекор всему и ничего не боится, не грабит простых людей, а только банки, в которые эти простые люди доверчиво положили свои деньги, способен на верную и преданную любовь, благороден и  по своим человеческим качествам в тысячу раз круче и красивее тех, других - которых он грабит и  в которых стреляет. Они, серые крысы, живут своей скучной и полусытой жизнью под защитой этих хилых и ни на что не способных полицейских, таких же крыс.
Спасибо Диллинджеру, из недр крысиной законопослушной части общества был-таки вычленен передовой отряд ФБР - так это ж благодаря тому только, что тренировал-дрессировал будущих защитников нации - он, Джон Диллинджер. А когда они выросли и окрепли - тут и в Джонни отпала нужда. Справятся уже как-нибудь и без него.
Но помнить о герое нация будет всегда! Родина не забудет лучших своих сынов! Конечно, лучшим исполнителем роли человека-мифа является сам человек-миф. (Правда, Бред Питт тоже справился бы не хуже. )

Джонни Д. | Public Enemies: США - 2009



Моя система оценок

image You can watch this video on www.livejournal.com


On-line RSS
Подписка на ленту журнала



Ежедневно
Получение новых материалов журнала
по электронной почте
FeedBurner
Еженедельно
Дайджест журнала по электронной почте
Рассылки.Mail.ru
Subscribe.ru

КиноУХО Авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн

США, *3*, 2009, Депп, обзоры фильмов, драма, Бэйл, историческое, кино, криминал

Previous post Next post
Up