Неискушенный отечественный зритель, пожалуй, и не припомнит - кто такой Юрий Мамин. А ведь в конце 80-х - начале 90-х этот ленинградский режиссер покорил страну своими сатирическими комедиями: короткометражный «Праздник Нептуна», феерический «Фонтан», мистическое «Окно в Париж» и пугающие «Бакенбарды».
Такая серия, практически - пулеметная очередь следующих одна за другой ярких, острых, не похожих и все-таки безошибочно выдающих почерк мастера комедий заставляет вспомнить Леонида Гайдая. Но это все было почти двадцать лет назад. За эти последние годы Юрий Мамин экранизировал - очень смешно и очень остроумно и изысканно - оперы на петербургском телевидении. И вот - полнометражный фильм.
Прежде всего хочется удивить будущих зрителей: это комедия - в стихах. Все герои говорят стихами. Не выспренно и возвышенно, а повседневно и приземленно, обо всем, о чем говорят современные люди в мегаполисе: о поставках и проплатах, в том числе. Ну, и о любви, конечно. О высоком искусстве.
Вообще, фильм про белых обезьян - очень музыкальный и живописный. История про простого хваткого и оборотистого парня, который на путях построения капитализма - в одном отдельно взятом подвале - вдруг столкнулся с уходящей натурой: бессребренниками-художниками. То есть художником был один из колоритной троицы персонажей не от мира сего; другой был как бы буддистский монах, давший обет молчания, а третья - сочувствующая высокому искусству девушка - то ли натурщица, то ли начинающая художница, то ли законченный искусствовед - в общем, мастерица закатывать глаза и читать лекции о Пикассо и Кандинском. И настолько они не ладят с реальностью - алчной и прагматичной, что все трое появились в поле зрения нашего делового и дельного героя, сбежав прямиком из психбольницы.
И вот произошло столкновение двух миров - обыденного и - как бы - идеального - в голове, в душе, в уме, в сердце - и буквально в мансарде, в которой начинающий делец определен был проживать, пока обустраивал новый ресторан в подвале. И, конечно же, такая встреча повернула его ум, честь и совесть. Не на сто восемьдесят градусов, но расширила кругозор - это точно. Сюжет прямолинейный - почти как в опере. Герои - утрированные и гротескные. Снова - опера. Очень красивая песня звучит в фильме - правда, всего одна.
Вот такой фильм-опера в стихах, но почти без вокала - получился у Юрия Мамина. Вместо вокала - и это даже еще лучше! - в нем есть химеры, горгульи и прочие гарпии, фантастически реально анимированные в три-д-технологии, прямо-таки оживший Брейгель, Босх и Михаил Шемякин. Так что фильм Юрия Мамина «Не думай про белых обезьян» - это не драматический театр, не роман, не цирк и не парк развлечений - это опера, балет и музей изобразительных искусств - в хорошем смысле. Фильм озадачивает и удивляет, и даже самый неискушенный ценитель поймет, что перед ним - произведение искусства.
Не думай про белых обезьян: Россия - 2008
Моя система оценок КиноУХО Авторский журнал Варвары Ухорской
События *
Афиша кино и новые фильмы *
Персоны *
Кинофестивали Фильмы по жанрам:
Абсурд -
Боевик -
Война -
Детектив -
Детское -
Драма -
Историческое -
Катастрофа -
Комедия -
Криминал -
Мелодрама -
Мистика -
Мультфильм -
Мюзикл -
Приключения -
Сатира -
Семейное -
Триллер -
Ужасы -
Фантастика -
Фэнтези -
Экшн