Клуб киноУхо-78. КиноКрым. Отчет

Mar 19, 2015 13:47



   Кинематограф не заметил перипетий в юридических перемещениях Крыма: в кино Крым всегда был и оставался российским. Кинематограф заметил развал Союза и прекращение яркой деятельности Ялтинской киностудии - ну, так в 90-х и другие студии позакрывались или влачили  жалкое существование.

Но как только кино начало подниматься - тут же люди поехали в Крым снимать новые российские фильмы. Там все было так же, как и в остальной России, а, скорее, как в исчезнувшем уже СССР. Надписи на русском языке и люди, говорящие по-русски.

(Вероятно, украинские кинематографисты тоже снимали фильмы в Крыму, но число посмотревших их зрителей сравнимо с математической погрешностью, так что их вполне можно считать несуществующими. Без обид по отношению к украинским зрителям, которые - до последних горячих противоречий - тоже всегда предпочитали смотреть, слушать и читать российское и по-русски).

Что такое Крым для нашего кино: ну, во-первых, это близкое к голливудскому количество солнечных дней в году - а в хорошую погоду снимать лучше, чем в плохую, дождь из шланга завсегда устроить легче, чем безоблачное небо, ага; во-вторых - море, горы, собтропики, экзотической застройки городки - хоть южную заграницу снимай, хоть какую-нибудь абсурдную фантастику;

в-третьих - Крым - место любви, любимое место советской/российской интеллигенции, овеянное всякими литературными коннотациями - от Чехова до Грина, место дикого и организованного отдыха, место, где всем - когда-нибудь, да было - или будет - хорошо, символический рай на земле, о котором хочется мечтать, в который хочется вернуться, о котором будешь вспоминать и куда будешь стремиться - «когда так много позади всего, в особенности - горя, поддержки чьей-нибудь не жди, сядь в поезд, высадись у моря…»

Вот этот последний фактор Крыма в советском кино возник в конце его (советского кино) существования, зато, в числе немногочисленного наследства, (воспринято пост-перестроечным кинематографом от до-….) перешел в кино российское.



В расцвет советского кино Крым был площадкой для съемок масштабных исторических/костюмных/приключенческих  постановок, являя замечательное подобие итальянского/испанского неба, моря, солнца, гор, виноградников и дворцов с фонтанами: «Отелло», 1955, с Бондарчуком и Скобцевой, (между прочим, режиссер Сергей Юткевич получил на Каннском фестивале приз за режиссуру!); «Собака на сене» Яна Фрида с Боярским и Тереховой, (1979).




Перечислим хотя бы некоторые:  Алые Паруса, 1961, реж. Ал. Птушко;  Буратино, 1975, реж. Л. Нечаев;   Человек-амфибия, 1961 , реж. В. Чеботарев, Г. Казанский;  Пираты ХХ века, 1979, реж. Б. Дуров;   Сердца 3-х, 1992, реж. В. Попков;   В поисках капитана Гранта, 1985, реж. С. Говорухин, Остров сокровищ, 1982,  реж. В. Воробьев,; 10 негритят, 1987, реж. С. Говорухин.

Но и современные истории в Крыму снимались чисто курортные, когда щедрые природные красоты и почти гарантированное солнце используются в кадре по полной, но уже для создания атмосферы энтузиазма, бодрости и уверенности в завтрашнем дне, которые пристало испытывать на заслуженном отдыхе/в отпуске нормальному советскому человеку - 3+2, 1963, реж. Г. Оганисян; Кавказская пленница, 1966, реж. Л. Гайдай; Спортлото-82, реж. Л. Гайдай, 1982.




В более поздний советский период родилась традиция снимать Крым в несезон - привычные пейзажи, природные и городские, при другом - не летнем - освещении создавали тревожное впечатление растерянности и обманчивости. Тут пионером был Илья Авербах с фильмом «Фантазии Фарятьева», 1979: низкое, пасмурное небо, пыль, кривые, голые ветви, грязные стены домов - это еще не будущая чернуха, мрачная, пасмурная красота в фильме присутствует,  но некоторое ее предвестие.




Все вышеперечисленные и многие другие фильмы мы пересматривать не стали, остановившись на нескольких - по причинам личного моего произвола, редкости и полузабытости, важности и значимости. А еще - мы хотели совершить кинопутешествие по Крыму, посмотреть фильмы через призму видовых и адресных, узнаваемых планов. Ну и, кстати говоря, познакомиться с новыми российскими фильмами, снятыми в Крыму.

Как меня зовут

2014, реж. Нагина Сайфуллаева, спецприз жюри Кинотавра

Фильм сняли две женщины - вышеозначенный режиссер- плюс  автор сценария, Любовь Мульменко, про двух … почти что женщин, девочек нежного возраста. Так что  и впечатления о фильме укладываются в чеканную песенную строку - разве можно от женщины требовать многого...




Две 18-летние москвички приезжают в Алушту к биологическому отцу одной из них, которого дочь никогда не видела. По невнятным причинам девушки меняются местами и за дочь выдают не-дочь. Присутствие в фильме в роли блудного отца Константина Лавроненко выдает замысел авторов, может быть, неотрефлексированный, сделать женский вариант «Возвращения» Звягинцева. За каковую параллель, надо думать, фильм был высоко оценен кинотаврской критикой.

Непредубежденную же аудиторию метания дочек оставляют в недоумении. Крым в фильме выглядит неприветливым и неуютным, ветер, пасмурно, неприбранно, как если бы это был не Крым, а любая другая провинция.

Шапито-шоу. Любовь и дружба

2011, реж. Сергей Лобан, спецприз жюри ММКФ

С течением времени и особенно на фоне предыдущего (см. выше) фильма, «Шапито…» начинает выглядеть настоящей классикой уровня «Ассы». (Правда, без того же шума при выходе на экраны.) Путешествие в Крым двух познакомившихся в сети совершенно разных людей, оказывается, вообще можно рассматривать как демонстрацию двух взглядов на жизнь.




Очень внятно, и в то же время очень нелепо, чернуху и упадничество защищает замечательный главный герой новеллы Алексей - в исполнении Алексея Подольского. А Крым в фильме прекрасный - как раз для того, чтобы мизантропические тирады Алексея выглядели особенно смешно.

Ха-би-ассы

1990, реж. Анатолий Матешко

Загадочный и странный фильм притча, снимался на разломе эпох и в этот разлом и ухнул: его почти никто не видел. А стоило бы - хотя бы затем, чтобы посмотреть на юную Елену Корикову (это ее первый фильм, и сразу - главная роль), и неузнаваемо молодого Владимира Машкова, (тоже - один из первых фильмов). Роуд-муви по дорогам Крыма в обстановке развала империи, о котором благодушные герои в этом благодатном краю и не думают.




Тайна железной двери

1970, реж. Михаил Юзовский

Этот фильм как-то выпадает из детской обоймы, которую регулярно показывали и в советское время, и теперь, хотя там замечательные такие папа Табаков и мама Фрейндлих, а с детишками происходят очень яркие события. В Крыму в фильме расположен загадочный остров Волшебника-эгоцентрика с волшебными спичками.




Остров очень дизайнерски декорирован, робот-Балбес поет смешные песни и вообще выглядит этаким прародителем будущих советских роботов из «Отроков во Вселенной» и «Гостьи из будущего», (впрочем, он и сам явный потомок поющего веселого робота Джона из «Планеты бурь» Павла Клушанцева). Крым в фильме предстает замечательным полигоном для приключений - и тебе обсерватория, и горы, и море, и экзотическая обстановка. (Наверняка маленький Федя Бондарчук был впечатлен "ТЖД", а потом, когда вырос, построил в Крыму другой кино-остров - Обитаемый).

Асса

1987, реж. Сергей Соловьев

Сколько «Ассу» не смотри, обязательно найдешь что-то новенькое - на что посмотреть, о чем подумать. Фильм, конечно, опередил свое время и это, практически, наше «Криминальное чтиво», только более высокоинтеллектуальное. Ну, и герои, конечно же, наши, советские. Соловьев так убедительно утеплил образ теневого мафиози, прямо-таки запараллелив его с императором, что образ этот - в великолепно привлекательном исполнении Говорухина - шагнул в нашу жизнь прямо-таки с экрана.

(Понятное дело, рекламный выставочный образец сильно отличался от реальности). Прекрасная Татьяна Друбич, забавный Бананан и Крым под снегом - кино получилось и провидческим, и эстетским, и символичным. И еще, конечно, в «Ассе», пожалуй, лучше всех прочих фильмов отражена вот эта контркультурная молодежная тусовка, способ общения, темы разговоров, словечки-приколы-пафос-антипафос. Очень узнаваемо, так и было. Да сплыло.




Кстати говоря, рассматривая «Ассу» под «крымским» углом, вдруг увидели - главный герой-бандит, который в фильме был нелепо застрелен, но в жизни-то, как все мы знаем, победил и наслаждается победой до сих пор - так вот, он носит фамилию - ага-ага - Крымов! Человек приходит как хозяин?

Заснеженный Крым «Ассы» удивляет своей парадоксальной красотой - и еще больше удивляет непредусмотренность именно этой картинки в фильме: группа выехала на съемки в Крым в мае. Так что ожидалось цветение миндаля и мака. А вдруг оттуда ни возьмись - эти майские сугробы. Вещь!

Шик

2003, реж. Бахтиер Худойназаров

Еще один неизвестный фильм, хотя снят был уже в более прокатное время, (чем, скажем,  «Ха-би-ассы»), но до широкого зрителя «Шик» все-таки не дошел. Вероятно, потому, что снимался в расчете на фестивальные призы, да еще и не российские, а международные - ведь режиссер Худойназаров за десять лет до того получил Серебряного  Льва на Венецианском кинофестивале за - тоже неизвестный - фильм «Кош ба кош». Да и на российских фестивалях засветился - с фильмом «Лунный папа».

В результате широким прокатом фильма «Шик» не занимались, а жалко - кажется, шансы были. Главные герои «Шика» - молодые совсем ребятки симпатичные и, в общем-то, очень даже привлекательные, их сыграли Александр Яценко (« Долгая счастливая жизнь», сериал  «Оттепель») и Артур Смольянинов («9 рота», сериал «Самара»). Так что молодежная часть аудитории вполне была бы охвачена.




Но и взрослых актеров хороших там куча - Дапкунайте, Фоменко, Панин Андрей. Крым в фильме отчего-то такой рыжий, как будто на ретро-сепиевой фотографии. Но фильм вовсе  не ретро, а очень даже современный. Парни из провинциального городка хотят приобщиться к вершинам цивилизации путем обладания брендового костюма. Эта нехитрая фабула рождает к жизни многочисленных персонажей, очень атмосферное место действия, интересные перипетии и органичные диалоги. Хороший фильм.

Дикари

2006, реж. Виктор Шамиров

Первый фильм Шамирова, в котором автору отказывают немного вкус и чувство меры, что делает невозможным просмотр "Дикарей" в смешанной с детьми компании. А жаль. Потому что атмосфера счастья, которая вырывается с экрана и окутывает зрителей, и детям бы не помешала. Крым в фильме Шамирова - это Рай, в который можно попасть при жизни и не один раз.




Компания крымских товарищей - не перечесть именитых актеров, ее составляющих - тут и Куценко, и Башаров, и Юшкевич, и Галкин, и…  - так вот, парни отыгрывают счастье так, как редко кто и что. Крым в не таком уж  давнем фильме Шамирова - без вывертов и придумок - вот такой, каким мы все его и знаем, и помним, и любим. Ничего, что каждый, наверное, бывал там и в несезон, и в ненастье. Но когда закрываешь глаза и думаешь - «Крым» - перед глазами встает именно то, что показывает Шамиров. Спасибо ему за это!

Не хочется вдаваться в политические терки о том, Крымнаш или Намкрыш. Хочется приехать в Крым. Чтобы он был. Чтобы мы там были. Чтобы там было хорошо тем, кто там живет. Ну да, и чтобы там снимались новые хорошие фильмы.

Что было в клубе киноУхо
Как нас найти

В этот день в 2014 году: Ученик Авиценны | The Physician
В этот день в 2012 году: Клуб киноУХО - 30. Современное искусство в современном кино. Отчет
В этот день в 2011 году: Любовь-морковь 3
В этот день в 2010 году: Спуск 2 | The Descent: Part 2
В этот день в 2009 году: Шпионско-космическая история 2
В этот день в 2008 году: Территория девственности | Virgin Territory
В этот день в 2007 году: Волкодав из рода серых псов

киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн








Худойназаров, Лобан, Шамиров, Крым, обзоры фильмов, Соловьев, кино

Previous post Next post
Up