Драма братьев Тавиани, получившая главный приз - за лучший фильм - на последнем
Берлинском кинофестивале - произведение современного искусства кино в лучшем смысле этого слова. В том смысле, под которым не скрывается желание шокировать зрителя чем-то безобразным, непристойным, жестоким и отвратительным.
У современного искусства есть и другие формы выражения, способные поразить зрителя новизной подхода и совершенно неожиданным спектром переживаний. Здесь, в фильме «Цезарь должен умереть», это - сращение документального и игрового кино. Что в этом удивительного и поразительного?
Ну, удивительно и странно это ощущение, когда, как говорится, не знаешь, на каком ты свете, когда документальное - реальное и игровое - выдуманное, специально построенное - накладываются друг на друга и ты уже теряешься, где кончается одно и начинается другое, и есть ли между ними разница, и так ли это важно вообще…
Фильм «Цезарь должен умереть» - о том, как в тюрьме строгого режима для совершивших особо тяжкие преступления заключенные ставят театральный спектакль. Трагедию Шекспира. И снимался этот фильм в реальной итальянской тюрьме строгого режима. И снимались в нем реальные заключенные, совершившие особо тяжкие преступления, со сроками заключения от 10 лет до пожизненного. За торговлю наркотиками. За убийства.
Мы видим, как они проходят кастинг. Как они репетируют. Как они комментируют свои реплики, своих персонажей. Как они играют - на сцене и вне сцены, постепенно сливаясь со своими шекспировскими ролями. Уже в первых кадрах мы встречаем такую галерею харизматичных мужчин, ярких, выразительных, что вот какая мысль приходит: в актеры-то, изображать жизнь и страсти, идут, наверное, не самые жизнелюбивые и страстные люди.
Самые жизнелюбивые и страстные, яркие - те, о которых потом напишут - да и раньше писали! - пьесы и романы, они выбирают другие пути. Вот и такие - тернистые - пути выбирают они, которые приводят их сюда.
И вот они начинают входить в роли. Знакомиться с текстом Шекспира. Те, кто живет ярко, не так уж и часто книги берут в руки, чтобы познакомиться с этой яркой жизнью через вторые руки - зачем? А тут вот - встретились. Встречаются с Шекспиром, как с родным - а ведь дело-то в Италии происходит, и в фильме, и в трагедии - «Юлий Цезарь» - пусть древний, но это же их мир! И они его узнают.
И это узнавание - еще один глубокий вздох непридуманного величия классика. Им наплевать, что он - классик. Но они узнают в его героях, в этих хитросплетениях борьбы за власть, предательства, верности и клятвопреступлений - себя, свою жизнь! И реально на наших глазах преображаются как будто, преисполняются другим, новым достоинством. Перерождаются - на наших глазах. Становятся другими людьми.
Фильм «Цезарь должен умереть» - один из ярчайших аргументов на чаше весов в споре о необходимости или неприемлемости смертной казни. Преображение возможно. Пока человек жив - преображение возможно. Когда режиссер, пытаясь прекратить ненужный гвалт, перекрикивает репетирующих: «Давайте, давайте, соберитесь, не будем терять время!» - один из актеров-заключенных отвечает: «У меня пожизненное. Мне спешить некуда». Очень сильные впечатления.
Цезарь должен умереть | Cesare deve morire: Италия - 2012
Моя система оценок Poll Цезарь должен умереть | Cesare deve morire Вместе с этим смотреть:
У нас есть Папа! | Habemus Papam!, Кармен (Карлоса Сауры),
Римские приключения | To Rome with LoveВместо этого смотреть:
Криминальная фишка от Генри | Henry's Crime, Пророк (Жака Одиара)
В этот день в 2011 году:
Заражение | ContagionВ этот день в 2010 году:
клуб киноУХО - 15. Наше будущее. АнонсВ этот день в 2009 году:
Первый отрядВ этот день в 2008 году:
Идеальное убежище | Perfect HideoutВ этот день в 2007 году:
Ничего личногоВ этот день в 2006 году:
Водная жизнь | The Life Aquatic with Steve Zissou