Сказки Гофмана

Oct 14, 2011 10:50



Новый спектакль в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, премьера была в мае. Совершенно замечательный! Оффенбах сполна удовлетворяет жажду послушать узнаваемую классику, оркестр театра блестяще исполняет, актеры - играют и поют безо всяких нареканий, а уж о декорациях и костюмах и говорить нечего.

Ррежиссер-постановщик театра Станиславского и Немировича-Данченко, Александр Титель, и художник-постановщик спектакля "Сказки Гофмана", легендарный Валерий Левенталь, уже давно стали звездами театра: знаешь заранее, что тебя порадуют, удивят и поразят. Постановки театра высокохудожественны и современны, но не так, как современное искусство. Скорее, на шаг-два позади, и это к лучшему: авангард и сюрреализм гораздо более декоративны, чем сегодняшнее изобразительное искусство, выбирающее главными выразительными средствами аскетичность и повседневность, а любимым цветом - серый.

У Тителя с Левенталем не то: праздник души, театр в чистом виде. При этом назвать спектакль излишне академичным тоже нельзя: тут тебе и обязательные для сегодняшней постановки видео-декорации, и другие современные детали, позволяющие оценить его свежесть и актуальность.


Большая удача для зрителя - это то, что сказок Гофмана - его достаточно фантастических историй про своих возлюбленных - в спектакле три, разных, и еще - пролог и эпилог в реалиях Вены 19 века, всего получается 4 разных эпохи, а это значит - декорации, костюмы, герои - становятся более разнообразными, чем были бы, если бы, как обычно, все три часа на сцене пели об одном. В результате - 4 молодые исполнительницы в 4-х совершенно разных, требующих каждая - особой интонации и актерского мастерства - ролях. Одна другой лучше!

Невозможно особо не упомянуть исполнительницу роли Олимпии - Дарью Терехову. Олимпия - девушка-кукла, созданная своим отцом-ученым, и выдаваемая за настоящую. Поэтому вокальный материал, сочиненный для этой партии, предполагает изрядную техническую сложность, как свидетельство нечеловеческих способностей механической девушки, но при этом со всеми прелестями девушки живой. Этого же требует роль от пластики актрисы.



И вот Дарья Терехова с феерическим блеском предъявляет зрителям все по высшему разряду. Ее исполнению зал внимал, затаив дыхание, следил за ней, как за канатоходцем, который без страховки идет под самым куполом, да еще и совершает изящные кульбиты там, под куполом. Удивительно - архи-сложно, и при этом очень красиво! Вообще, сказка об Олимпии, она шла номером первым, осталась, кажется, непревзойденной - может быть, именно в силу редкого для оперы модернистского антуража.

Сцена, представляющая лабораторию ученого, стала похожа на футуристический заводской интерьер, придуманный в 20-е годы, когда станки представлялись художникам сверкающими совершенными арт-объектами из стали. Как будто художники-оформители черпали вдохновение в фильме Фрица Ланга « Метрополис». Сверкающие огромные агрегаты, люди в белых халатах на оперной сцене, оказывается, рождают очень яркий эффект сочетания несочетаемого - и еще больше вовлекают зрителя в происходящее.

Венецианская новелла более предсказуема. Но декорации Венеции, надвинувшиеся на зрителя так внезапно, как будто мы вплыли в нее… Гондолы, весла, прекрасные костюмы итальянской комедии дель-арте, дерзкая красавица Джульетта - героиня венецианской сказки - все они составляют яркий контраст с предыдущим актом… Не говоря уже о любимом обволакивающем дуэте, с которого акт начинается.



Третья новелла - про маленький немецкий городок Мюнхен и живущую там больную девушку-певицу. Здесь на первый план все-таки выходит злой гений, доктор Миракль - в исполнении Дмитрия Ульянова. Ульянов играет злого гения, его зовут по-разному, но суть всегда одна, во всех трех новеллах, включая обрамляющую венскую часть. Но здесь, в третьей сказке, его герой занимает больше места, что дает возможность зрителю сполна насладиться его глубоким, сильным и очень выразительным, по части нагнать страху, создать ощущение опасности и беды, голосу.

Сам Гофман, рассказчик и герой всех трех новелл, поет очень хорошо, а вот выглядит - не очень. То есть его все-таки трудно воспринимать как прекрасного юношу, покорителя сердец. В этом смысле он - самый архаичный элемент спектакля, привет временам, когда Татьяну Ларину на сцене исполняла пожилая женщина 56 размера, и с этой условностью все готовы были мириться.



В нынешнем составе музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, по крайней мере, с "Татьянами" подходящей конфигурации, проблем нет. Так что, в сущности, Гофман - Олег Полпудин - нисколько не разрушает ансамбль, а просто вносит в него дополнительные краски - обращение к старине, что совершенно не противоречит оперному спектаклю вообще, и ретроспективным «Сказкам Гофмана», в частности. В общем, хотите праздника - идите на «Сказки Гофмана». Таким спектаклем хотелось бы отметить День Рождения, 8 Марта, а то и Новый Год.

киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн







театр, сказка, опера

Previous post Next post
Up