Илья Фрэз - один из лучших "детских" кинорежиссеров - родился 2 сентября, и годовщина его традиционно совпадает очень удачно с началом учебного года - когда еще и говорить о детском кино. То есть в начале учебного года всегда выступают на первый план и детство, и школа, и учителя - как важные люди и жизненные этапы. Необходимые.
В отличие от школьных и других, временных учителей, которым - наши благодарность и поклон, но мы расстаемся с ними достаточно быстро, и у них уже - новые ученики, а мы, бывшие ученики, уже вроде бы выросли из учеников и вошли в новую взрослую жизнь, в которой учиться как будто уже и не надо и нечему, так вот, в отличие от них, с кем мы встречаемся в реале, но - не надолго, с учителем-воспитателем Ильей Фрэзом все мы - рано или поздно, все, и нынешние дети тоже - встречаемся пусть и по разные стороны экрана, но - навсегда.
Потому что его фильмы сопровождают нас по жизни - вот уже более 60 лет, и одним просмотром дело не ограничивается. Когда ты маленький - ты посмотришь «Слон и веревочка», про то как девочка-дошкольница училась прыгать через скакалку и во сне говорила со слоном. А потом, став взрослым, ты увидишь этот фильм по-новому, увидишь в нем Ростислава Плятта и Фаину Раневскую, получишь привет от еще довоенного «Подкидыша».
«Первоклассницу» смотришь, когда ты - первоклассница - одними глазами: сравниваешь их старинную школу с партами и откидными крышками, с этими фартуками и строгостями - со своими школьными впечатлениями.
А потом, через пару десятилетий - смотришь «Первоклассницу» как историю детства мамы или бабушки, это они так сидели за партами и вставали, откидывая крышку. И красота учительницы - Тамары Макаровой - уже не вызывает подозрения в киноприукрашивании действительности: ты уже хорошо представляешь лица их эпохи по семейным альбомам фотографий и понимаешь, что да, они были такими.
Фильм 62го года «Я купил папу» в отличие от предыдущих, в обойму телехитов не попал, и как неизвестный шедевр вдруг возник на телеэкране (передо мной) совсем недавно - чистый неореализм черно-белый, с промытой дождем летней Москвой, с трогательными подробностями и свидетельствами быта - а ведь до «Я шагаю по Москве» еще два года! - и очень тонким подходом к весьма деликатной теме - мальчик решил купить себе папу в магазине, раз уж у него пока его нет. Фильм поражает тем, что снят с точки зрения пятилетнего ребенка - не фигуральной, а буквальной точки зрения, когда, если не задирать голову, то видишь все на уровне метра над землей.
"Я вас любил" так же, как и "Чудак из 5"Б" выглядят сейчас архаично-прекраснодушными: вот каких нравственных высот ожидали от тех, 60-х 70-х годов, детей их воспитатели. Абсолютной честности (это от пятиклассника, да по отношению к первоклашкам, для которых он и сам - воспитатель!)
и - невыносимо лебединых по высоте и белоснежности порывов первого любовного чувства, уже у старшеклассника. Как теперь говорят в рекламе, что за балет!
Однако, как нам доходчиво доказывает та же реклама, движущая картинка не отражает реальность, она ее создает, проектирует, программирует. Наши вкусы, желания и пристрастия. Вкус, желание и пристрастие к сникерсу программируется тупым многократным повторением, яркостью картинки и громкостью звука. Вкус, мода, если хотите - на высокие чувства - воспитываются. Вдумчивыми и интересными фильмами. В которых взрослые рассказывают детям, какими они хотят их видеть. Своих детей. Ну вот, нас наши взрослые хотели видеть такими. Ну, а мы наших детей - похоже, такими, как в наших фильмах. И рекламных роликах, ага.
Так вот, тому, что такое хорошо и что такое плохо Фрэз умел учить в совершенно различных формах: романтической, иронической, назидательной - и вообще абсурдной.
«Приключения желтого чемоданчика» - суперхит, чемпион детских зрительских симпатий всех поколений - снят с редкой в советском кино легкостью и раскованностью. Гайдаевской чертовщиной и сумасшедшинкой. Кажется, Пельтцер и Лебедев в этом фильме - первые актеры, чьи фамилии захотелось узнать и выучить.
«Это мы не проходили» - немного более назидательная, чем хотелось бы, но милая история о том, как учат учителей. Что само по себе интересно. Песенка там хорошая была и вот это ощущение студенчества двоякое - и с точки зрения самих студентов, которые по сравнению со школьниками чувствуют себя уже такими взрослыми,
а с точки зрения учителей и преподавателей - они такие же еще дети, которым учиться и учиться. Смешно!
А уж «Вам и не снилось» - в течение десятилетий остается лучшей советской историей любви. Пронзительной и точной. При этом в детстве ты смотришь эту историю, сочувствуя детям и ненавидя родителей - маму Федосееву-Шукшину и папу Филозова. А став взрослым, с такой же силой сочувствуешь им, родителям. Правда, детскую эту пару - Романа и Катю - любить не переставая.
Это он, режиссер Илья Фрэз, научил нас их любить. Он научил нас любить. На всю жизнь.
В этот день в 2010 году:
Больше, чем друг | The SwitchВ этот день в 2009 году:
Евгений Леонов киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События *
Афиша кино и новые фильмы *
Персоны *
Кинофестивали Фильмы по жанрам:
Абсурд -
Боевик -
Война -
Детектив -
Детское кино -
Драма -
Историческое -
Катастрофа -
Комедия -
Криминал -
Мелодрама -
Мистика -
Мультфильм -
Мюзикл -
Приключения -
Сатира -
Семейное кино -
Триллер -
Ужасы -
Фантастика -
Фэнтези -
Экшн