Нынешний Московский Кинофестиваль порадовал: и качественным отечественным представительством в конкурсной программе, и качеством самой программы конкурса, и разнообразием остальных программ. Иногда Московский международный фестиваль настолько не тянет на свою категорию "А", что стыдно присутствовать и при этих бедных показах, и при этих сбивчивых оправданиях на пресс-конференциях - почему и что не получилось. Как в те нелегкие годы, когда нашу футбольную сборную каким-то чудом черт заносит на мировые и европейские первенства.
А тут - прямо-таки тучи рассеялись, небо очистилось и воссияло кинематографическое солнце над Россией, (и впрямь: фестивальные дни выдались сильно знойными). Наш Сергей Лобан, его фильм "Шапито-шоу", хоть и получил не один из главных профессиональных призов, но - явно понравился и жюри (оно и дало ему спец-приз), и критикам, и - что уже вовсе редкость! - публике, которая прямо-таки очереди образовала на просмотрах, и - страшно сказать! - самой Джеральдине Чаплин: старушка самолично вручила приз и пригласила к сотрудничеству.
Дочь Чаплина оценила бурлеск, шутки-прибаутки и прочий через-край "Шапито-шоу". Ура! Лобан, можно уже сказать "любимец ММКФ" - его первый фильм "
Пыль" получил здесь приз, тоже какой-то спец-приз, еще в 2005 году - не сомневался в том, что покорит кого-нибудь и на этот раз, в чем дерзко признался в полагающейся призеру речи. Но главное "ура!" и не в том только, что приз дали, а в том, что Лобан стал разворачивать свои сюрреалистические представления не в жанре излюбленной российским арт-хаусом тягомотной психоделики, а в бодром таком, очень зрелищном и событийном шоу-капустнике, которое уж никто не упрекнет в отсутствии происходящих событий - да и в отсутствии привета зрителям.
Что, как оказалось - снова ура! - вовсе не исключает возможность высоко-художественного высказывания, и коллеги смогли его оценить. Не говоря уже о зрителях, которым, вообще-то, только давай! Теперь дело за прокатчиками. До сих пор говорят о "туманных перспективах" проката "Шапито-шоу" на киноэкранах страны. То есть полные фестивальные залы, шутки, разошедшиеся на цитаты, очереди к кассам их не убеждают.
Вообще-то я скептически отношусь к разговорам о том, что в бедах российского кинематографа, то есть в нежелании зрителя его смотреть, виноваты прокатчики, разговоры эти, понятное дело, заводят обычно режиссеры и продюсеры, стремление их переложить с больной головы на здоровую шито белыми нитками… Обычно. Но вот вам пожалуйста, такой случай - и как это называется? Похоже, что та, прокатчиковская голова этого Змей-Горыныча тоже больная. А они хотят прокатывать одних "Трансформеров",
чтобы сразу в ста сорока кинотеатрах, и дело в шляпе. С другой стороны, сейчас все так работают, так зачем от прокатчиков требовать … многого?
Но мы отвлеклись от фестивальных мотивов. Главным Георгием наградили испанца Альберто Мораиса за фильм "Волны".
Он, Мораис, как раз дебютант, а его фильм - в соответствии с названием - такой … задумчивый. По мнению тех, кому он понравился. По мнению других - скучный. Испанский старик едет на побережье, туда, где полвека назад он сидел в концлагере во время гражданской войны. Исполнитель главной роли Карлос Альварес-Навоа получил приз за лучшую мужскую роль. Молодой режиссер вновь поднимает тему незажившей раны гражданской войны.
В прошлом году фильм на эту же тему, "
Печальная баллада для трубы | Balada triste de trompeta", поразил Венецианский кинофестиваль - режиссер и автор сценария Алекс де ла Иглесиа получил Льва за режиссуру и приз за сценарий. Вот уж тот фильм нельзя было назвать задумчивым или вообще - спокойным. (Фильм появился-таки в нашем прокате - зимой. Вот за такую работу прокатчикам большое человеческое спасибо). Вот уж где были реки крови и вулканы страстей.
Практически подряд, с разницей в год, испанцы разных поколений привозят на главные мировые кинофестивали высказывания на одну и ту же тему… Вероятно, это действительно такая наболевшая тема. И посмотреть на спокойные "Волны" глазами старика оказывается тоже очень … правильно.
Особенно в сопоставлении с той "…трубой".
Приз за лучшую женскую роль получила польская актриса Уршула Грабовская из фильма своего соотечественника "Иоанна".
Фильм тоже о делах давно минувших дней - второй мировой войны, когда героиня, Иоанна, рискуя жизнью, спасала чужую еврейскую девочку от концлагеря. Похоже, прошлое не покончило с нами. Как будто для нашего времени главное происходит в прошлом - о чем и фильмы. Многие фильмы на фестивале. А многие - о другом. Главное - они о разном. В отличие от повседневных мейнстримных афиш, афиши фестивальные - и объявленные на них фильмы - очень мало предсказуемы и очень, очень разнообразны.
Они рассказывают - не столь даже и важно, насколько высокохудожественным и новым языком, главное - внятно и искренне, истово, об очень разных событиях и явлениях. Об очень разных людях и странах, о том, как происходит жизнь на планете сейчас и прежде происходила, о том, что волнует людей - ("Волны"?) - за пределами киносъемочных павильонов голливудского гламура или европейского бессобытийного артхауса.
По сравнению с разнотравьем фестивальной афиши, наши обычные экраны (и кино- и теле-), с очень приевшейся по форме и по содержанию хоть глянцевой картинкой свадебной комедии, хоть серой рябью артхаусной зауми - они, эти вроде бы антиподы, сливаются в своем слишком прилежном следовании слишком узким канонам - и формы, и содержания. Они не живописуют ничего нового, кроме как манифестации потребительского рая - мейнстрим, и ужас экзистенциального одиночества - артхаус.
А мир гораздо шире и глубже и того, и другого. И то, и другое - узко и одномерно. Поэтому жаль, что зрителя так подсадили - широкого - на стереотип "кино - это развлечение". А высоколобого - на стереотип: "кино - это несъедобное варево, которое способен понять и вытерпеть не каждый". Но кино - это любопытство, и познание нового, и открытие мира, в котором ты не побываешь, даже если прибудешь туда в качестве туриста или даже временного жителя. Или даже постоянного - все равно ты не влезешь в шкуру этого восьмидесятилетнего испанца, даже если встретишь его лицом к лицу на том самом пляже.
А кино… Хочется крикнуть: "Только кино!.." но, наверное, не "только", но - способно как раз преодолевать это пресловутое экзистенциальное одиночество и разобщенность, делать людей сообществом, понимающим друг друга не только в сетке одной потребительской корзины… Поэтому хотелось бы, чтобы в прокат попали - пусть в ограниченный, но - долгий, пусть на каких-нибудь неудобных сеансах, но чтоб держались месяцами, чтобы как можно большему числу людей подпасть под настроение - и ностальгическая сербская
лента "Монтевидео - божественное видение",
(между прочим, приз зрительских симпатий ММКФ - 2011!) - о югославском футболе, о победе на первом чемпионате мира в 1930м;
и - что там говорить, "Уход" Вацлава Гавела -
чтобы посмотреть, как один из архитекторов нового постсоветского мира осмысливает свою жизнь; и болгарские "Кеды", (специальное упоминание жюри) - молодежная лента о пляжных дикарях в местах, совершенно сходных с нашим родным Крымом, ( да и вообще довольно схожая с нашим недавним фильмом "Дикари"). Из фильмов внеконкурсных программ -
"Расплата" с Хелен Миррен, вроде бы, не за горами, (14 июля начнется прокат, ура прокатчикам!);
"Ариэтти из страны лилипутов" - мультипликационная девочка студии "Гибли",
Миядзаки на этот раз - автор сценария и продюсер, а режиссер не он, но девочка-малютка с тем же знакомым лицом, прокат вроде бы намечен на 15 сентября; черно-белый и немой "Артист", любимец последнего Каннского фестиваля - ну неужели же нас не наберется посмеяться и поплакать над судьбой звезд немого кино? "Бобер" Джоди Фостер с Мелом Гибсоном - вроде бы, намечен к прокату на конец июля, интересный дуэт, да и вообще этих любимцев толп что-то давно не было видно;
наша загадочная "Мишень" Зельдовича и Сорокина - уже идет, ура! "Карлос" Ассайяса - ну, не знаю, расстараться как-нибудь, сериал или кинофильм - но показать, посмотреть! А еще - восхитительную кино-картину "Мельница и крест" -
для наслаждения чувства зрения; документальные "Мечты о Тулуме" - как мечты о Тулуме, и о Феллини, и его мечты о Тулуме. Вот, узнали бы, что такое "Тулум", (а кто-то - и кто такой Феллини). Ну, каннских участников и победителей "У нас есть Папа" и "Однажды в Анатолии" еще можно где-то когда-то ожидать.
А вот еще - документальный фильм о Льве Толстом - "Толстой глазами кино".
Ну, канал "Культура", что ли, пусть бы подключился! Интересно ведь всем будет! А еще - история жизни Эриха-Марии Ремарка и связанных с ним Поллет Годдар и Марлен Дитрих… Странно: Поллет Годдар - жена Чарли Чаплина и Ремарка. Такие странные сближенья! И фильмы про Айертона Сенну, и про Бобби Фишера - уникальные же люди, не просто звезды, а супермены, расширившие представление о человеческих возможностях и способностях - какие они были, как сложились их судьбы? Интересно же! И еще документалки интересной много, всего не упомнишь. Кажется, это и есть расширение сознания. Спасибо ММКФ!
В этот день в 2010 году:
Скептик | The SkepticВ этот день в 2009 году:
Ледниковый период 3: Эра динозавров | Ice Age: Dawn of the DinosaursВ этот день в 2007 году:
Ветка сирени | Lilacs киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События *
Афиша кино и новые фильмы *
Персоны *
Кинофестивали Фильмы по жанрам:
Абсурд -
Боевик -
Война -
Детектив -
Детское кино -
Драма -
Историческое -
Катастрофа -
Комедия -
Криминал -
Мелодрама -
Мистика -
Мультфильм -
Мюзикл -
Приключения -
Сатира -
Семейное кино -
Триллер -
Ужасы -
Фантастика -
Фэнтези -
Экшн