Этой удивительной экранизацией можно начинать знакомство с творчеством Яна Шванкмайера, если вы наслышаны об этом угрюмом чешском гении мультипликации. Если же нет - то уж про Алису в Стране Чудес-то вы знаете?
Шванкмайер в своей неповторимой манере снял в 1988 году свою версию приключений Алисы - и, несмотря на некоторые вольности, это путешествие и эту Страну Чудес любой назовет Очень Странным Местом.
Шванкмайер не всегда буквально следует Кэроллу, но атмосферу абсурдности происходящего, странности, иногда даже немного пугающей, он воспроизводит мастерски.
Фильм Шванкмайера - тот случай, когда картинку хочется пересказывать словами, и это - возможно, слова нисколько не рассекретят то, что вас ждет при просмотре, но вызовут дополнительный интерес.
Например, порталом в Страну Чудес у Шванкмайера служит не банальная Кроличья Нора, а - Письменный Стол. Тот самый, о сходстве которого с Вороном Алису спрашивает обычно Болванщик на Безумном Чаепитии.
У Шванкмайера Чаепитие вполне безумное, но никаких абсурдных разговоров за столом его участники не ведут - вероятно, чтобы не загружать зрительское внимание по аудиальному еще каналу, пусть зритель хоть успеет все рассмотреть и переварить, что ему показывают.
Однако письменные столы в фильме Шванкмайера встречаются на каждом шагу - в качестве компенсации. То есть этот образ, всплывающий у Кэролла только в разговорах, чешский мультипликатор явил во плоти.
А вот, например, Синяя Гусеница на грибе, с которой беседует Алиса: вы даже не можете себе представить, кем ее себе Шванкмайер вообразил - и вам представит! Но когда увидите - поразитесь точности образа: гусеницы-червяки - это … носки!
Ну, гольфы, если иметь в виду маленькую девочку и чулочно-носочные изделия, которые она предпочитает. Гусеница, сидящая на грибе - носок, сидящий на … штопальном грибке! (Если кто помнит, что это такое!)
А ежи, которыми Королева Червей предлагает играть в крокет - это игольницы, утыканные иголками! Правда, потом они по-честному превратятся в самых настоящих ежей.
Воображение Шванкмайера, вдохновленного Кэролловской фантазией, не может остановиться, и на предлагаемые сказкой сюжеты выдаст столько неожиданных - но поразительно удачных, попадающих в яблочко, ассоциаций, что просто дух захватывает!
Да, это не прекрасно-карамельная Алиса, которой в свое время мир порадовал Уолт Дисней… Но в мрачновато-бытовом колорите шванкмайеровской Страны Чудес угадывается своя, вот уж поистине, сермяжная правда.
А сама девочка Алиса у него такая замечательная, что ее хватает, чтобы воплощать всю красоту и благодушие мира.
В ее лице как раз эта Красота, Простота и Благодушие сталкиваются с чудными и иногда даже чудовищными существами и проявлениями ино-странной страны - и контраст между ними, столкновения их - приносят каждый раз сильный эмоциональный всплеск, при том, что мозги с самого начала фильма поставлены немного набекрень - как того и хотел сочинитель сказки, Льюис Кэролл.
Наш современник Ян Шванкмайер совершенно ему под стать. Фильм поражает воображение, и его образы остаются в вас навсегда.
Единственное, о чем хочется предупредить: не надо искать в фильме Шванкмайера никакой привязки к реальности, и ужасаться пугающей бездне, в которую он нас, будто бы, приглашает! Ничего особенно ужасного не происходит, нет!
Но ожидать, что неизвестное, неизведанное и непознанное, какой является Страна Чудес для Алисы, будет обязательно приятным, белым и пушистым, все-таки не стоит: неизведанное само по себе немного пугает, это нормально.
А что касается белого и пушистого - то есть же Белый Кролик!
Его достаточно.
Алиса | Neco z Alenky (Ян Шванкмайер) - 1988
Моя система оценок киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События *
Афиша кино и новые фильмы *
Персоны *
Кинофестивали Фильмы по жанрам:
Абсурд -
Боевик -
Война -
Детектив -
Детское кино -
Драма -
Историческое -
Катастрофа -
Комедия -
Криминал -
Мелодрама -
Мистика -
Мультфильм -
Мюзикл -
Приключения -
Сатира -
Семейное кино -
Триллер -
Ужасы -
Фантастика -
Фэнтези -
Экшн