Черный лебедь | Black Swan

Jan 16, 2011 14:53



"Черный лебедь" режиссера Даррена Аронофски - еще один фильм, претендующий на все американские кинонаграды.
Завтра узнаем, что он получил на "Золотом Глобусе".

Сильный, загадочный, причудливый фильм, главным выразительным средством которого стал классический балет, а главной метафорой - известная всему миру сказка про белого и черного лебедя. Ну, и известная всему миру музыка Чайковского -  где надо и как надо нагнетает напряжение - или создает ощущение обманчивой беспечности.

Фильм получился такой, сплошь из метафор  и намеков, многозначительных взглядов и символических жестов. То есть все, что в нем происходит, все, что видит героиня, означает  гораздо больше, чем просто то, что происходит. И задача зрителя - опередить героиню в разгадывании этих знаков и символов. А разгадывать всегда интересно.

Мы разгадывали вместе с дочкой, Юлей Ухорской, 13 лет.
Натали Портман, сыгравшая главную роль в фильме "Черный лебедь" - ее любимая актриса, и "Лебединое озеро" дочка знает лучше, чем большинство из нас - мы-то впопыхах прочитали лебретто когда-то, а у Юли была аудио-кассета со сказкой, где не только музыка Чайковского, но и слова, так что, прослушав, как и все дети свои любимые сказки, ее раз сто, она очень хорошо была осведомлена о том, чем кончится дело.

Да и вообще, дочь - глубокий и тонкий зритель, умеющий предсказывать развитие сюжета и трактовать тонкости душевных движений героев лучше, чем можно себе представить. Так что слово - ей.



Юля Ухорская:
Главная героиня  картины,  Нина , которую превосходно сыграла Натали Портман  -  милая, добрая и уступчивая балерина. Даже ее розовая комната, под завязку набитая всякими плюшевыми медведями, говорит о нежном складе ее характера. 
И хотя  всю жизнь, а вернее -  всю карьеру балерины - ей дают лишь роли второго плана, она не отчаивается и вновь хочет попытать счастья и получить главную роль в новой постановке "Лебединого озера". И ведь получает! 
Но тут все не так просто: режиссёр картины видит в ней лишь белого лебедя , а на протяжение балета ей нужно сыграть и черного.

Но как? Как переродиться из миленькой принцессы в  яростную и коварную соблазнительницу?
Да еще эти странный видения, преследующие ее… То она в темном туннеле встречает свою черную копию, то поймет, что расцарапала себе всю спину, то, придя в больницу   к попавшей в аварию бывшей приме балета, Нина увидит,  как она  сама себя   царапает  ножом. В общем,  ей, конечно, страшно, но мы-то понимаем, что это просто шок на нервной почве.

И тут Нина встает на тропу войны.  Сбегает из дома, что бы напиться с безбашенной подругой. Мама бьется в истерике и не понимает, что же стало с ее сладенькой дочуркой?

А мы понимаем, что  все  демоны,  накопленные за всю жизнь из-за жесткого контроля мамаши и тяжелой работы балерины, скопились в одного большого черного лебедя.  Как не пыталась наша героиня удержать его, он все равно выплыл и повлек за собой страшные видения.

Видения эти, несомненно,  помогли Нине, но бедняжка настолько не хотела быть злой, настолько хотела и дальше подавлять негатив в себе, что в порыве злости … убивает!  Убивает, вроде бы,  кого-то другого, вроде бы, ту, другую Нину, но на самом деле - убивает себя.  (Ну, а потом -  самое странное - танцует с кровоточащей раной в животе еще два  действия!!!)





В общем фильм хороший, посмотреть стоит! И Натали Портман, как всегда, мила и прелестна. И снято хорошо. Ну и, конечно, прекрасная музыка  из балета Чайковского очень украшает просмотр.

Добавить тут можно много чего, потому, что фильм Аронофски, как всегда, глубокий и философский. Но, в отличие от первых его фильмов - понятный любому зрителю. Он не прозрачный и не примитивный, и разговор идет об очень серьезных и важных вообще для любого человека вещах. Но трактовка, форма, в которой сумел об этом рассказать режиссер - доступны прочтению.



Что такое балет в фильме Аронофски? Самый наглядный образ успеха, где на вершине - прекрасное невесомое порхание под аплодисменты, а ведут  к  нему чудовищное насилие над собой, ревность, страх, ненависть, кровь и слезы? Или бери шире - и это вся культура, суть - цивилизация, требующая от нас, людей, быть белыми и пушистыми лебедями: "в человеке все должно быть прекрасно..." - и проч. А куда девать не прекрасное? Запихивать под ковер? И до каких пор оно там, под ковром, будет сидеть?



То есть отзвуков и мыслей фильм рождает множество - при том, что сделан он, повторяю, на удивление просто. И главным спецэффектом стал танец - и красота танцовщиц. Воистину, новое - это хорошо забытое старое!



Черный лебедь | Black Swan: США - 2010



Моя система оценок

Poll Черный лебедь | Black Swan - ваша оценка

Вместе с этим смотреть: Боец | The Fighter
Вместо этого смотреть: Все говорят, что я люблю тебя | Everyone Says I Love You
В этот день в 2008 году: Искупление | Atonement

киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн


      
     
     
     

США, триллер, *4*, обзоры фильмов, драма, Портман, балет, Юля, 2010, кино, Кассель, Аронофски

Previous post Next post
Up