"Тайна в его глазах" - лучший, по версии премии "Оскар", фильм на иностранном языке 2010 года. Иностранный язык в данном случае оказался испанским, а фильм - испано-аргентинским.
Фильм вышел в России ограниченным тиражом: несмотря на то, что это - детектив и даже, местами, триллер, фильм считается произведением искусства, значит - не для всех. Но вышел он очень своевременно, учитывая только что объявленную Нобелевскую премию по литературе: ее лауреатом стал латиноамериканец, перуанец Варгас Льоса.
Может быть, актуализация латиноамериканской темы подстегнет интерес и к этому латиноамериканскому кино? Потому, что главной для нас, жителей других берегов, в этом фильме станет не тайна в его глазах, и не тайна страшного убийства тридцатилетней давности, которое в начале нулевых годов расследует герой, а тайна другой стороны планеты - как там люди живут.
Фильм, его ритм, структура, актеры и диалоги замечательно позволяют полюбить латиноамериканский колорит, все-таки отличный от привычных и набивших оскомину латиноамериканских мыльных сериалов. Впрочем, сериалы не так уж плохи: они вполне доходчиво доносят до зрителей главное выразительное средство латиноамериканцев, не позволяющее остаться к ним равнодушным: их красоту. Это красивые люди с пышными темными волосами и яркими глазами, очень открытые и искренние, но не такие уж простые, как представляются в сериалах.
Аргентинцы в фильме "Тайна в его глазах" скорее напомнят проницательному зрителю/читателю, аргентинцев Кортасара. Не такие уж они и повесы, в их бесконечных разговорах в кофейнях, в их любовных историях непременно присутствует грусть. Зачастую даже не понятная нам, вроде бы, завзятым специалистам по грусти с нашей загадочной русской душой.
Герой фильма, следователь городской прокуратуры, как раз и носит тайну своей грусти в своих глазах. Зрителя будет мучить вопрос не "почему же тогда, тридцать лет назад, герой не раскрыл это преступление?", а "почему же тогда, тридцать лет назад, он так и не женился на своей молодой и прекрасной начальнице Ирене?"
Как будто фильм пытается что-то поведать нам о праве на счастье, в котором человек может и сам себе отказать - по одному ему известным, но важным причинам. Вот в этом запрете на счастье для себя кроется для аргентинского кабальеро высшее понятие о чести. Неспешность, несуетность и разговорчивость обитателей большого аргентинского города так разнится с нашей московской жизнью, что выглядит не только, как другое полушарие, но и как другое время.
В конце концов, то, что происходит в фильме - решение наболевших вопросов с отсрочкой на 30 лет - и является лучшей иллюстрацией понятия "маньяна", одного из главных жизнеобразующих принципов латиноамериканцев: вместо европейского, привычного "никогда не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня", оно означает: "не надо спешить с выполнением задуманного, намеченного, назначенного и даже необходимого; старайся до последнего отложить все это на завтра, а если получится - то и на послезавтра". У героев фильма "Тайна в его глазах" получилось и вовсе - на 30 лет.
В этом есть смысл, недоступный пониманию вечно спешащих европейцев: только то достойно быть сделанным, что готово сколь угодно долго ждать исполнения.
Тайна в его глазах | El secreto de sus ojos: Испания, Аргентина - 2009
Моя система оценок Вместо этого смотреть:
Луна в бутылке | La luna en botellaВ этот день в 2006 году:
Счастливое число Слевина | Lucky Number Slevin киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События *
Афиша кино и новые фильмы *
Персоны *
Кинофестивали Фильмы по жанрам:
Абсурд -
Боевик -
Война -
Детектив -
Детское кино -
Драма -
Историческое -
Катастрофа -
Комедия -
Криминал -
Мелодрама -
Мистика -
Мультфильм -
Мюзикл -
Приключения -
Сатира -
Семейное кино -
Триллер -
Ужасы -
Фантастика -
Фэнтези -
Экшн