Перемирие

Sep 23, 2010 07:49



Фильм "Перемирие" победил на нынешнем Кинотавре.
Зная приверженность Кинотавра стандартам "нашего нового кино", смотреть фильм не очень-то хотелось. Было страшновато. И - о, радость! - страхи оказались напрасными.

То есть, может быть, так: получить радость от фильма "Перемирие" можно. Только перед этим надо просмотреть очень много нашего нового кино.
И на его фоне "Перемирие" будет шагом к добру и свету. А если его посмотреть просто так, среди случайной выборки фильмов, вряд ли он покажется таким шагом. Неопытный зритель может воспринять этот фильм даже как чернушный.

Нет! Здесь нет насмешки, ни тени, ни над зрителем, ни над фильмом. Просто это правда: определить свое отношение к этому фильм можно только в сравнении с рядом других современных взглядов на действительность. На нашу неприглядную действительность.

Фильм называется "Перемирие". Кого с кем? Да вот как раз нас: зрителей - с теми, кто делает кино. Или - жителей - со страной, в которой они живут. Мы живем. И жителей страны между собой. Это еще не дружба и не любовь. И даже не мирное сосуществование. Но - перемирие. Нет войны.
 

В фильме мало что происходит - по большому счету. То есть событий, рисующих действительность - много: и любовь, и смерть, и дружба, и философские беседы, и дорога - присутствуют.
И герой вроде бы куда-то движется: он же шофером работает, едет куда-то по маршруту. Но и в путевом-то листе у него записан какой-то несуществующий город, и едет он не прямо, никуда не сворачивая, как в известных роад-муви, а, скорее, кружит по району. Знакомые, родные места. Знакомые, родные лица. Некоторые - незнакомые. Ну, так познакомимся!



Такое отсутствие пункта назначения, цели, смысла - это и есть смысл. Нашей нынешней жизни, по мысли авторов фильма. Вот этим авторам реально хочется пожать руку.
И режиссеру Светлане Проскуриной. (И сразу думаешь: ну, она же взрослая тетенька совсем, вот и чувствуется  зрелость в том, как она выстраивает фильм. Ничего вроде не происходит, а интересно наблюдать за всем.)
И сценаристу Дмитрию Соболеву. (И сразу думаешь: ну, он-то как раз молодой, так ведь он уже написал сценарий " Острова" и еще для  пары-тройки не таких знаковых, но вполне смотрибельных  фильмов, что ж тут удивляться!)

И исполнителя на главную роль позвали такого же, рукопожатного: Ивана Добронравова. (В "Возвращении" Звягинцева он, даром, что был маленький, а всем запомнился!) Добронравов -  вроде бы, как обычный парень из нашего кино нулевых годов: невзрачный и вялый, с кривоватой полуулыбкой. Но это только на первый взгляд. Ничего он не вялый! Он гораздо более осмысленный. Он еще не осмыслил все до конца. Он в процессе. Ну, типа, юноша, обдумывающий житье.

Вот движение мысли этой превращает его из маргинала, невнятной тени, прямо-таки в положительного героя. Положительного - по направлению движения. По наличию движения. Прежние как будто барахтались неподвижно на одном месте. А этот - движется. И люди вокруг него - все по большей части симпатичные. Не монстры. Не зомби. Не отморозки. Люди.
И пространство вокруг него - не зона. Не Зона. И не зона отчуждения. Провинция. Ну да, дома давно без ремонта. Но жить можно. Вода есть, газ есть, макароны есть. Вон, врачиха из Москвы приехала! - больница есть. Работа есть. Друзья есть. Дядька, родная кровь - есть.
Любви нет - так будет. Зато наш мальчик уже твердо может сказать по поводу любви: вот такую нам надо, а такой - нам не надо! И магазин грабить не пойдет.

Ну, получился у Проскуриной и Соболева "Живет такой парень" нулевых годов 21 века. Не Куравлев. В огонь бросаться не за чем ему. И красавица Бэлла Ахмадулина к нему брать интервью не придет.



Зато с красавцем Шнуром (Шнур еще и композитор фильма) они замечательно порассуждают о смысле жизни и свободы, а потом будут очень осмысленно подглядывать за голыми женщинами в бане: уж если нужно выбрать невесту, то нужно посмотреть товар лицом.

Фильм "Перемирие" как будто расколдовывает наше кинопространство. Российское. Которое за последние годы превратилось в какой-то Мордор: заколдованный лес, в котором налево пойдешь - коня потеряешь, направо пойдешь - сам сгинешь, прямо пойдешь - еще хуже будет.
"Перемирие" рисует практически  то же самое узнаваемое пространство, но неуловимо - более живое и человечное. А люди - так те вполне уловимо более симпатичные, с нормальной речью, нормальными мыслями и делами.



Даже если они лезут на высоковольтку срезать провода. Нужно же чем-то жить? Все лучше, чем магазины грабить! Даже если они с особой жестокостью выпытывают у вора, где он спрятал награбленное: вор же, он и не прятался, когда грабил, и не отпирается теперь, что грабил. Пусть отдает.

Конечно, фильм о современной России  не мог обойтись без попа - и не обошелся. Поп проехал с нашим героем несколько километров, спел ему хорошо поставленным баритоном "Королеву красоты" и дальше пошел пешком, успев сказать фразу - ключ ко всему фильму.

Наш-то парень говорит: - А ты дальше идти не боишься? Один-то? 
А поп ему отвечает: - Не боюсь. А кого здесь бояться? Все свои.

Некого бояться здесь. Все свои. По крайней мере, сейчас. Перемирие у нас.

А вы как смотрите на нашу сегодняшнюю жизнь: скорее, как авторы фильма " Сказка про темноту" или, скорее, как авторы фильма "Перемирие"?

Перемирие: Россия - 2010



Моя система оценок

Вместе с этим смотреть: Москва, я люблю тебя!
Вместо этого смотреть: Короткое замыкание
23 сентября - День рождения Надежды Кошеверовой
Поделиться ВКонтакте

киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн

Соболев, *3*, обзоры фильмов, драма, Россия, Проскурина, 2010, Добронравов, кино

Previous post Next post
Up