Бывают фильмы-трагедии, бывают фильмы-комедии… Нет, это не современно.
Сейчас - так: бывают фильмы-боевики, бывают триллеры, бывают романтические комедии… Нет, не так.
Для разговора о фильме "Рыцарь дня" выберем другую классификацию: бывают фильмы-аттракционы, бывают - психологические практикумы, бывают философские диспуты, а бывают - фильмы-праздники.
Вот "Рыцарь дня" - такой праздник.
Он возрождает забытые в детстве впечатления от похода в кино, как на праздник. Много красивых людей, много красивых мест, калейдоскоп стремительных событий, череда головокружительных и блистательно исполненных трюков, огромный заряд хорошего настроения. А чем же это не аттракцион?
А тем, что на аттракционе тебя радуют и из тебя извлекают положительные эмоции, вообще - эмоции, страх - тоже входит в их число - так вот, все это - следствие сочетания взаимодействия физиологии организма и механики устройства аттракциона. А праздник - это все-таки люди.
Друзья, пусть даже не знакомые гости, с которыми вы хороводы водите, в жмурки-пряталки играете, песни поете… Радость от общения и от хорошего настроения, ну, и от умения людей играть.
Том Круз и Кэмерон Диаз умеют играть. И здесь им есть, что играть! (Помимо вышеупомянутых головокружительных трюков, которые, если не врут, они все исполняли без дублеров).
Тривиальный сюжет про супер-супер-агента, который в процессе выполнения задания знакомится со случайной попутчицей, и, помимо ее воли, втягивает ее в неприятности - сюжет этот не нов и каждому ясно, чем он должен закончиться. Этим он, к восторгу публики, и заканчивается (и не надо иронии! Когда вы будете в зрительном зале, вы точно также будете радоваться за них, смахивать с ресниц сентиментальную слезу и благодарить создателей фильма за сладостные мгновенья!).
Вся штука в том, что им, создателям фильма, удалось создать не функциональные аттракционы - "супер-агент" и "девушка Бонда", которые в 90% фильмов аналогичной направленности занимают эти места, а живых, симпатичных и очень органичных людей. С очень мотивированными действиями. С очень натуральными диалогами.
Мы не каждый день сталкиваемся с супер-агентами, чтобы знать, насколько правдоподобен в этой роли Том Круз.
Кэмерон Диаз поверить легче: ее героиня - просто девушка, которая с детства очень хорошо водит машину - папа-автомеханик научил. Но и она в предлагаемых обстоятельствах не выглядит той абсолютной дурой пополам с абсолютной стервой, как это обычно бывает у "девушек Бонда". Да, с лучистыми глазами и открытой улыбкой Кэмерон Диаз не трудно играть милую. Но она играет еще и - добрую. Хорошую девушку.
Можно даже напрячь память и вспомнить такое определение, в настоящее время редко применимое к девушкам: хорошего человека.
То же - и Том Круз. Он по-прежнему лучше всех мужчин планеты двигается, бегает, прыгает, стреляет с двух рук. Но он еще лучше всех улыбается, а потом умолкает и лицо у него такое - понимающее-понимающее… И убивает он реально плохих парней, как и предупредил об этом с самого начала. А заботится о хороших.
В общем, оба они как будто сошли с киноэкрана 70-х годов, когда разница между добром и злом была ярче, а вместе с ней - и весь экран ярче, чем сейчас.
От фильма "Рыцарь дня" одинаково веет свежестью - и, в то же самое время, старомодностью, ретро-исполнением. Потому что отсутствие цинизма и простодушие, которыми пронизан фильм, это и новое, и - хорошо забытое старое. Хорошая музыка, прекрасно разработанные и исполненные трюки, оригинальные герои и гениальные актеры.
Но фильм-то в целом не гениальный, просто - хороший: гарантированный заряд бодрости и хорошего настроения зрителям обеспечен, а вот место в истории кино - вряд ли. Почему?
Ну, всего две вещи надо было бы добавить, и это вещи вполне достижимые, прагматичные, не то, чтобы технологические, но без такого волшебства, какими являются атмосфера и обаяние героев. Здесь с волшебством, с очарованием внутреннего мира фильма, в который зритель втягивается мгновенно и существует в нем до окончания финальных титров - вот с этим все в порядке.
И стоило бы авторам замахнуться на шедевр, они бы запросто с замахом справились: стоило добавить в историю парадоксальности, чтобы сюжет не был таким прямолинейным, и - прописать героев второго плана, даже пару линий из героев второго плана - и все, золотой ключик в кармане.
Однако создатели фильма метили не на Оскар, а на бокс-офис, поэтому предпочли прямолинейность парадоксальности, а место для диалогов второстепенных персонажей (чтобы сделать их тоже живыми людьми, а не функциями) - без жалости отдали на трюковые сцены. В конце концов, зритель хочет видеть погоню быков за мотоциклом, и коммерческий кинематограф должен зрителю идти на встречу.
В данном случае, даже не хочется с этими коммерческими рассуждениями спорить - настолько реально хороши трюки, а про быков я вообще молчу! Хотя и с местом в истории кино я погорячилась: уже одна роль Тома Круза в фильме "Рыцарь дня" обеспечивает «фильму это самое место в истории, поскольку сам Том свое место там давно уже занял.
Рыцарь дня | Knight and Day: США - 2010
Моя система оценок Вместе с этим смотреть:
Киллеры | Killers;
Крепкий орешек 4.0 | Die Hard 4.0Вместо этого смотреть:
Пристрели их | Shoot 'Em UpСлучайная ссылка:
Дитя человеческое | Children of Men Недвижимость в Москве. Выгодно:
недвижимость в москве.