Дмитрий Месхиев. "Дневник камикадзе"

Jun 11, 2010 10:00



В конкурсе Кинотавра - фильм Дмитрия Месхиева "Человек у окна". А что было раньше?

Дмитрий Месхиев в конкурсе нынешнего Кинотавра, где что ни фильм, то - режиссерский дебют, выглядит просто патриархом. Несмотря на относительную молодость, (1963 г.р., ровесник некоторых кинотаврских дебютантов, а то и постарше его будут), Месхиев снял уже 15 фильмов, как начал в 90-м, так и не останавливается, снимает и снимает, даже полное почти угасание отечественного кинематографа в 90-е на нем мало отразилось.

И заявил-то о себе режиссер Месхиев ярко - фильмами "Циники" и "Над темной водой", и до высшей точки признания внутри страны дошел достаточно быстро - в 2004-м году его фильм "Свои" стал абсолютным чемпионом по числу российских кинематографических призов: тут и три главных приза ММКФ (лучший фильм, лучший режиссер, лучшая мужская роль), и Ника расщедрилась тоже на три приза (лучший фильм, лучший сценарий, лучший оператор), и Золотой Орел не отстал от других и свои три приза фильму "Свои" выкатил (лучший сценарий, лучший оператор, лучшая мужская роль).


И при всем при этом на эксперименты и неожиданные ходы режиссер готов: после военной драмы, традиционного вполне жанра для отечественного кино, что и было доказано шквалом наград, Месхиев не остался стричь купоны на разведанной делянке, а взял и снял эксцентричную гангстерскую комедию в туалете ("7 кабинок"). Больших лавров на этом не огреб, даже публика особо не заметила, но - смелость ведь режиссерская, способность к переодеванию, к перемене имиджа!


Однако какие-то традиции у режиссера Месхиева есть. Не стандарты, но - свойства, которые он проявляет из картины в картину. Склонность к каким-то актерам, например. К поэтическим пейзажам и, особенно,  интерьерам - а что, интерьер очень даже годится для поэзии: "Как обещало, не обманывая, проникло солнце утром рано косою полосой шафранового от занавеси до дивана…" - режиссер Дмитрий Месхиев эти косые полосы видеть умеет, и с их помощью много сказать может.

Ну вот, в преддверие всеобщего знакомства с его новым фильмом "Человек у окна", и в попытках предсказать, есть ли шансы у зрелого режиссера Месхиева выиграть Кинотавр у новичков, предлагаю пересмотреть что-нибудь из Месхиева прежнего.
Не экзотические "7 кабинок" - ведь про "Человека у окна" объявлено, что это - современная мелодрама.
Не пафосно-героическо-трагические "Свои".
Не ранних "Циников" и "Над темной водой".

А вот такой средний, 2002 года, почти десятилетней давности, зато уже - нашей эры - "Дневник камикадзе".
Первое, что приходит в голову еще на начальных титрах: режиссер Дмитрий Месхиев работает с первоклассными актерами, и не ограничивается одним-двумя, а набирает всю команду из звезд. Так, кстати говоря, было всегда. Правда, в "Циниках" первоклассность и звездность всех актеров была очевидна - тогда, в 91-м, когда он их приглашал сниматься - может быть, лишь самому режиссеру, так молоды были они еще, Ирина Розанова, Ингеборга Дапкунайте, Андрей Ильин…
Но уж в "Дневнике…" - что ни имя, то призыв к просмотру: Сергей Шакуров, Николай Чиндяйкин, Виктория Толстоганова, Наталья Коляканова, Евгения Добровольская, Сергей Гармаш…

И эти интерьеры, интерьеры… Может быть, режиссер Месхиев в прошлой жизни был… Вот не архитектором, а что? Дизайнером интерьеров? А в прошлой жизни были такие профессии? Ну, декоратор какой-нибудь. Здорово это у него получается!
Вот не стандартные штампы: "роскошная квартира нового русского", "убогое жилье нищего маргинала", "уютный дом человека со вкусом и средствами" - нет, все прямо так поэтически выходит и самобытно, оригинально -  и цвета, и мебель, и даже паркет - все как-то отсвечивает, играет роль…

Опять же - костюмы. Нет, не зря, не зря режиссер Дмитрий Месхиев придумал такую фишку, что в воспоминаниях о детстве события, ситуации проходят дублями - то в одном костюме, то в другом, то одна прическа была у девочки Светы, то другая…
Слова сказанные и события помнятся точно, а детали - смутно, а ведь показать-то нам можно именно детали… Здорово придумано, ничего не скажешь, режиссерский ход.

Конечно же, все мы родом из детства, и  обстоятельства недавней и непонятной смерти главного героя - модного, но бессмысленно растранжирившего свою жизнь писателя  (его играет Сергей Шакуров) заставляют вспоминать прошлое. Конечно же, истоки нынешних драм и трагедий нужно искать там, в детстве с крепдешиновыми платьицами одноклассниц и песнями под гитару у подъезда.
Вот в этих истоках непонятной смерти и, чего уж там, малопонятной жизни своего друга детства пытается разобраться живой друг (а это - Николай Чиндяйкин). Ему и карты в руки, он был свидетелем юношеской  трагедии и вообще трудного детства своего погибшего друга. Но все равно, не попади к нему в руки дневник этого друга, в котором этот самый друг, с присущим ему, как писателю, мастерством, не расписал бы, как по нотам, все обстоятельства дела, фига с два Чиндяйкин бы чего-то понял.

В общем, оказался этот бабник-должник и растратчик чужих денег, писатель, которому не пишется, таким инженером человеческих душ, что манипулировал ими, душами, как черт. Ну да, во грех вгонял, в искушение вводил, на преступление толкал. А сам - страдал, понятное дело. Не без этого.

Вот эти странные люди интересуют Месхиева с детства. То есть те самые, практически юношеские еще, "Циники" - тот же самый компот. И "Над темной водой". Такие симпатичные негодяи и обворожительные распутницы - через них Месхиев жизнь постигает, и нам рассказывает. И, в общем-то, очень даже интересно. Только они у него выходят не симпатичными. То есть эти амбивалентные герои, в которых сидит и Бог, и Дьявол, Месхиеву, ясное дело, очень симпатичны - а то что бы он всю жизнь о них фильмы снимал?

Но сделать их симпатичными и для зрителя - не очень получается. За исключением, может быть, Ольги из "Циников" - за эту роль Ингеборга Дапкунайте даже приз зрительских симпатий получила. Ну, так то - Дапкунайте и, все-таки, не будем сбрасывать со счетов, литературный первоисточник небесталанного Мариенгофа.
А вот любимец женщин, первый парень на деревне, бонвиван и весельчак из "Над темной водой", которого Абдулов играл - нет, не выглядел уже таким уж волшебным принцем. А ведь это был молодой еще Абдулов - прирожденный принц. Нет, был его герой в этом кино просто смазливым безответственным болтуном, непорядочным в отношениях как с женщинами, так и с друзьями…
Вот и герой Шакурова в "Дневнике…" - ну, такой матерый зверь-мужчина, снабженный, кроме мужских немереных достоинств, еще и интеллектуальной мощью и склонностью к рефлексии - вон чего настрочил в своем посмертном дневнике!

Но - симпатии, тем более  - любви - нет, не вызывает. Даже интереса, на котором должен держаться интерес ко всему фильму: почему, за что, да кто его убил - даже этого банального интереса не возникает: такого подловатого мужчинку, который, в целях самоутверждения, надо полагать, гадил везде, где придется - мало ли кому его захотелось, наконец, убить!  
Но вот, что обидно: и остальные персонажи, на фоне которых, вроде бы, должны ярче проявляться небесные вершины и адские глубины души героя Шакурова, и остальные  тоже как-то … не очень. Не трогают. Женщины какие-то… неестественные. Ну да, ну да, вот эти блестящие актрисы, поражающие всегда именно своей органичностью - Евгения Добровольская и Наталья Коляканова - да, они - неестественные.
Из Добровольской вообще сделали замороженную гламурную галеристку… Такую красивую - и такую неживую! Из Добровольской! Зачем?
Не то - с Толстогановой, она играет обворожительную юную нимфу - и она обворожительна. Но в ее обворожительность - в предлагаемых обстоятельствах - тоже как-то верится с трудом: избалованная дочка полубандита-полубанкира, одуревшая от роскоши и вседозволенности - с чего бы ей так обворожительно вцепляться в немолодого, небогатого да и не очень-то симпатичного, писателя? И расточать на него такую обворожительность?

Ну, да ладно. Такое ощущение, что женщин, как вид, режиссер Месхиев не очень-то хорошо знает, понимает, и любит, поэтому на их дальнейшее изучение времени и сил тратить не хочет, вот они и остаются у него в кино полупрозрачными существами: либо неестественно отстраненные и манерные, либо - такой смутный объект желания, без детализации.
И получается, что единственный полюс тепла, в противовес всему окружающему - не трогающему - холоду в фильме (и не в этом одном!) режиссера Месхиева приходится, просто тяжким бременем ложится на плечи героя в исполнении Юрия Кузнецова. Ну, такой уж актер Юрий Кузнецов (Мухомор из "Разбитых фонарей") - он очень теплый. Он очень положительный. Ему хочется сочувствовать, помогать, поддерживать и жалеть.
А злобный Дмитрий Месхиев пользуется этим и из фильма в фильм подставляет актера Кузнецова под раздачу. Ну да, ну да, в "Дневнике…" герой Кузнецова снова застрелился, как и в фильме "Над темной водой". А вместе с ним - наша вера в человечество. Так было, по сценарию, прописанному в дневнике камикадзе.

Фильм этот на самом деле интересный (а сценарий-то Володарского).
Но рассказывает он не о времени, а, скорее, о человеке, о режиссере, который видит и время, и окружающий мир, мужчин, женщин - вот такими глазами. Не через черные очки. Не через розовые. Достаточно трезво. И все же отчего-то его жалко. Не героя. И даже не Юрия Кузнецова. Автора.
Грустно как-то это все.

Дневник камикадзе: Россия - 2003

В этот день в 2007 году: Человек-паук 3: Враг в отражении | Spider-Man 3
В этот день в 2008 году: Игра

киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн

Чиндяйкин, Кузнецов, Месхиев, обзоры фильмов, Шакуров, драма, Коляканова, Добровольская, Гармаш, Толстоганова, кино, криминал

Previous post Next post
Up