«Скафандр и бабочка» - трудный фильм. Его трудно смотреть. Потому что он на трудную тему. Не развлекательную.
Вообще, так случилось - в этом году на Оскар выдвинуты исключительно проблемные, острые фильмы, с глубокими человеческими историями - или философскими обобщениями, что обычно «Оскару» не свойственно.
Это вот Венеции - пожалуйста. Или - Берлину. А Оскар - в последние годы, по крайней мере - отмечал, скорее, масштабность и зрелищность, чем - глубину и драматизм. Или просто фильмов таких было меньше?
Так или иначе, на фоне какого-нибудь «Титаника» в качестве главного фаворита гонки (каковым он и был, если кто подзабыл, отхватив 11 Оскаров сразу из 14 заявленных номинаций), так вот - на фоне «Титаника» или даже «Властелина колец» «Скафандр и бабочка» выглядел бы неуместно. Просто затерялся бы.
А вот рядом с фильмами «Нефть» Пола Томаса Андерсона, «Старикам здесь не место» братьев Коэнов, «Искупление» Джо Райта и даже молодежной, но проблемной комедией «Джуно» Джейсона Райтмана» «Скафандр и бабочка» смотрится совершенно органичным и даже - неизбежным.
Потому что трагедии, подобные трагедии главного героя фильма - были, есть и будут предметом осмысления людей - а, значит, и серьезного кино. Что чувствует обезджвиженный и парализованный практически полностью человек - полностью живой внутри, молодой, легкий и прекрасный, как бабочка, но - совершенно безнадежно неподвижный снаружи? Где продолжается его жизнь - и жизнь ли это вообще? Ну что, комок к горлу подступил уже? И вы подумали - зачем нам такое кино вообще смотреть, у нас что, своих проблем не хватает?
Тех, у кого хватает своих проблем, и не стоит заманивать на этот сложный фильм. Его будут смотреть те, кто сможет преодолеть естественное нежелание погружаться в чужое горе - и вместе с режиссером Джулианом Шнабелем и прекрасным французским актером Матье Амальриком предпримет эту нелегкую попытку.
Увидеть бабочку души под неподвижной и бесполезной скорлупой человеческого тела. Шнабель нашел историю для фильма в реальной жизни - 44-х летний француз, главный редактор журнала «Элль», оказавшись в таком состоянии - у него двигалось только левое веко - смог установить контакт и продиктовать - подмигивая левым веком - целую биографию заживо погребенного в собственном теле.
Что интересно - о чем, собственно фильм - именно о том, чего никто не мог представить и вообразить до тех пор, пока не были получены - таким фантастическим образом - реальные свидетельства: помимо ожидаемого всеми нами трагичнейшего повествования о психологических муках, парализованный рассказал о том, как он обрел способность - воображаемую, быть может - видеть сны наяву, перемещаться в параллельных пространствах и посещать другие миры - прекрасные и недоступные обыденному сознанию. А ведь кино для того и создано, чтобы показывать всем нам такие миры.
Вот такой фильм. Сложный и грустный. Но не беспросветный. Между прочим, прошлый фильм о парализованном главном герое - «Море внутри» Александро Аменабара - получил «Оскар» в 2005м году. Вообще, поощрять такие фильмы - в том числе и своим зрительским вниманием! - в этом есть, наверное, какой-то высший гуманизм. В конце концов, не одним только большим ограблением банка жив кинематограф!
США, Франция , 2007
Оригинальное название: Le Scaphandre et le papillon
КиноУХО Авторский журнал Варвары Ухорской
События *
Афиша кино и новые фильмы *
Персоны *
Кинофестивали Фильмы по жанрам:
Абсурд -
Боевик -
Война -
Детектив -
Детское -
Драма -
Историческое -
Катастрофа -
Комедия -
Криминал -
Мелодрама -
Мистика -
Мультфильм -
Мюзикл -
Приключения -
Сатира -
Семейное -
Триллер -
Ужасы -
Фантастика -
Фэнтези -
Экшн