Кавалергард Шварца
А я так хорошо помню, как узнала его имя. В универмаге. Училась в 5-м классе, зашла в универмаг и вдруг в отделе грампластинок увидела: продают два диска Окуджавы. Купила радостно - родителям в подарок на Новый Год. Пришла домой и начала слушать, не дожидаясь 31 декабря. Один диск был и точно, песни Окуджавы в исполнении Окуджавы. А другой - к моему разочарованию - нет: там пели на разные голоса мужчины и женщины, да еще и в качестве композитора значился Исаак Шварц. Как же так? Разве может для Окуджавы писать музыку кто-то другой?
Оказалось, может. Да еще и как! Я тогда и не видела, по крайней мере, не помнила, фильмов, из которых песни звучали на диске. Наоборот, потом, когда стала смотреть фильмы, они были мне знакомы по песням, по этим голосам и этой музыке: "Капли датского короля" - ой, да это же "Женя, Женечка и Катюша". А я-то, прочитав название на конверте пластиночном, долго пыталась себе представить, кто же они такие, эти Женя, Женечка и Катюша.
"Кавалергарда век не долог…" - да это же "Звезда пленительного счастья"! Вот, оказывается, про декабристов, и Костолевский такой прекрасный, и Полина!
А что это за "Соломенная шляпка"? Не трудно догадаться, что пятиклассницы (ко мне с удовольствием присоединились подружки) в первую очередь разучили песню "Лизетта, Мюзетта, Колетта, Полетта, Клоретта…" и "Один корнет решил жениться…"
Помню, я уже Миронова и Гурченко узнавала по голосам, но, опять же, совершенно не догадывалась, кем там они друг другу приходятся. Да, и конечно, сама песня про соломенную шляпку - какое чудо!
Так я и "Белого солнца пустыни" не видела. И песню запомнила по названию на обложке - "Песня Верещагина".
Поэтому с детства знаю фамилию этого героя, которому "За державу обидно"...
Какие песни! Какая музыка! Какие люди! Я очень люблю кино и давно знаю, что композитор для хорошего, значительного, выдающегося кино не менее важен, чем режиссер и может быть, даже более важен, чем сценарист. Потому что творчество сценариста еще перерабатывается в процессе работы над фильмом. А музыка звучит такой, как ее написал композитор, и дает чуть ли не самую точную настройку на фильм. Ну, вот как в тех случаях, о которых я рассказала.
Поэтому к роли композитора в фильме отношусь почтительно донельзя. И восхищаюсь великими нашими композиторами, кинокомпозиторами, не меньше, чем режиссерами и актерами. Если не больше. Потому что при хорошем раскладе их музыка, песни начинают жить своей жизнью. Привлекать новых слушателей - а потом и зрителей к старому фильму. Не дают забыть о старом добром кино.
Да и вообще, музыка - более летучее искусство, она сопровождает нас по жизни и подбадривает на каждом шагу: из окна проезжающей машины, из магнитофона в магазине, из рекламного ролика…
Исаак Шварц был одним из главных наших кино-музыкантов. Помимо вышеупомянутых культовых лент он наполнил звуками и множество других, любимых, знаковых, названия которых звучат, не заглушенные шумом прошедших лет: "Дикая собака Динго"; "Братья Карамазовы"; "Возвращение "Святого Луки"; "Проверка на дорогах"; все ранние фильмы любимого режиссера Сергея Соловьева - "Станционный смотритель", "Сто дней после детства", "Спасатель", "Избранные", "Чужая, белая и рябой", "Наследница по прямой"; "Бегство мистера Мак-Кинли"; "Дерсу Узала" (кстати, Оскар за этот - лучший иностранный - фильм получил Куросава); "Каникулы Кроша"; «Из жизни отдыхающих" ("А надо мной гора Ай-Петри в тумане дымки голубой!..."); "Блондинка за углом"; "Выйти замуж за капитана"; "Дети солнца"; "Зонтик для новобрачных"…
Спасибо великому Маэстро. Светлая память.
Они уходят. Кто будет писать такую музыку вместо них?