Сегодня - 30 ноября - День Рождения замечательного композитора, автора музыки к двум сотням отечественных и зарубежных фильмов, Эдуарда Артемьева.
Он - композитор. Поэтому, прежде, чем читать дальше - включите его музыку:
саундтек для "Соляриса".
Эдуард Артемьев - великий композитор. Он пишет музыку для кино. Он пишет музыку для всего. Написал когда-то ораторию для нескольких хоров, рок-групп и симфонического оркестра - на открытие Московской Олимпиады-80. Написал музыкальные темы для выставки советской электроники в Лондоне. Написал - вот недавно закончил после чуть ли не четверть вековых усилий - написал все-таки и оперу - "Преступление", по Достоевскому Федору Михайловичу, чтобы поставил ее Андрей Кончаловский. И пишет-пишет-пишет для кино.
Но про кино - чуть позже, потому что о нем и так все ясно: все фильмы Михалкова, большая часть Кончаловского, три фильма Тарковского - "Солярис", "Сталкер", "Зеркало". И без счета - других режиссеров, хороших и разных, разной музыки. Об этом - потом.
Потому что можно забыть о другом - о том, что Эдуард Артемьев - родоначальник и основоположник электронной музыки в стране и один из пионеров этого направления в мире. То есть синтезатор электронный придумали до него - порознь, каждый у себя, советские и американские инженеры.
У нас - инженер-баллистик Евгений Мурзин, еще в 30-е годы. А вот вплотную играть на нем, заниматься композицией и развивать направление начала группа прибившихся к лаборатории Мурзина молодых композиторов, в самом начале 60-х.
Этот синтезатор назывался АНС, так его назвал разработчик - в честь великого композитора Александра Николаевича Скрябина, который первым прозрел будущее музыки - в ее соединении с шумами, в ее пространственной акустической объемности.
И молодой Эдуард Артемьев прозрел. Услышал, каким может быть, должен быть музыкальный космос.
Он родился и провел детство в Новосибирске. Полярные сияния видел. Оттуда космос, наверное. Вот так - как полярное сияние - он должен выглядеть. И так же примерно - звучать. А на каком инструменте? Хор звучит похоже. И симфонический оркестр. И Артемьев уверенно играл на этих пространственных и многострунных инструментах. А когда встретил синтезатор - понял: вон оно. И создал музыкальный космос. Нарисовал его звуками, тембрами, используя всевозможные технические средства, которые предоставляет электронное звучание.
Вот как интересно: музыкальный космос возник практически одновременно с первыми впечатлениями человека - Гагарина - о том, как выглядит космос вблизи. А вскоре и кино нарисовало эту встречу - человека и Космоса. Солярис.
Получается, Эдуард Артемьев - человек эпохи. Он интуитивно, следуя только своему наитию и слуху, нашел и выразил в звуке главное новое впечатление человечества - встречу с космосом. Хотя, конечно, этим его творчество не исчерпывается. Просто об этом как-то не всегда вспоминается - ведь Артемьев пишет в самых разных стилях и эпохах: барокко и классицизм, фольклор и авангард.
Очень любит сочетать несочетаемое - как казалось прежде: оперный вокал и рок-группу, симфонический оркестр туда же добавить, и буддистские мантры…
Он пишет совершенно разную музыку к совершенно разным фильмам, только одного Никиты Михалкова. Узнать его можно только по мгновенно возникающему, с первыми звуками музыки после того, как засветился киноэкран, ощущению: это - настоящее кино. Когда еще не понял, о чем кино и кто все эти люди.
Но музыка уже тремя тактами убедила: это надо смотреть. Потому что для плохого кино такую музыку не пишут. Спасибо вам, маэстро!
КиноУХО Авторский журнал Варвары Ухорской
События *
Афиша кино и новые фильмы *
Персоны *
Кинофестивали Фильмы по жанрам:
Абсурд -
Боевик -
Война -
Детектив -
Детское -
Драма -
Историческое -
Катастрофа -
Комедия -
Криминал -
Мелодрама -
Мистика -
Мультфильм -
Мюзикл -
Приключения -
Сатира -
Семейное -
Триллер -
Ужасы -
Фантастика -
Фэнтези -
Экшн