В середине 90-х вампирская тематика получила второе дыхание и не скрою, я попал под её чарующее влияние. Завораживающие «Дракула» Френсиса Форда Копполы и «Интервью с вампиром» Нила Джордана навсегда остались в моем сердце и лишь «Блейд», качественный и бескомпромиссный экшен, вселял опасение за будущее жанра… и не зря.
Больше десятилетия стиль страдал от отсутствия качественного тематического кино, наполняя книжный и кино рынок низкосортной подростковой халтурой от Стефании Майер, Рейчел Мид и многих других. И даже Нил Джордан, на которого были великие надежды, не оправдал оных, сняв довольно посредственную «Византию»… И кто бы мог подумать, что в реанимационное отделение заглянет Джим Джармуш!
Когда я узнал, что Джармуш берется за вампирское кино, то был уверен в том, что мы в результате получим уж точно не вторсырье с какой либо приставкой аля «Сага», а глубокомысленную повесть и никак не меньше. Но, меня одолевали сомнения, справится ли Джим, после пятилетнего режиссерского перерыва, с незнакомой темой. Как оказалось - справился.
Если мне зададут вопрос, что такое «Выживут только любовники» я не смогу сказать одним словом, поскольку невозможно так просто описать это зрелище, насыщенное и совершенное в каждом кадре. Эта картина, в полном смысле этого слова, настолько идеально в каждом своем мазке, что начинаешь понимать в какой-то миг, что она создавалась не то, что «не для всех» (как, в прочем и все работы Джармуша), а скорее не для людей! И если так, то для кого?
История о двух влюбленных вампирах, томящихся на разных концах света, в ежедневном монотонном времяпрепровождении. Адам живет в покинутом доме мертвого города Детройт и увлечен музыкой, коллекционированием антиквариата и гитар. Ева живет в восточном Танжере, посвящая досуг прочтению книг и скучает за любимым. Взаимная тяга влюбленных настолько велика, что Ева решает уехать к Адаму, вот только одна незадача - их идиллию разрушит внезапно появившаяся взбалмошная и непредсказуемая сестра Евы, не способная сдерживать свою жажду.
«Выживут только любовники» это неспешное, томное, вальяжное повествование о вампирской любви, одиночестве и пустоте, в идеальном формате ретро стиля и бесконечном винтажном окружении. Ретро гитары, пластинки, психоделическая музыка, одежда, стиль и лоск, на фоне чернеющих глазниц опустевших домов и заводов умирающего Детройта. Этот фильм был создан не ради экшена и фееричных трюков, не ради ужасающих сцен насилия и кровопролития. Вы не увидите не один из привычных вампирским фильмам элементов, за исключением, конечно же, самого распития крови. Исключительное наслаждение каждым кадром, ракурсом, светотенью и глубиной мысли!
Нельзя не вспомнить об актерском ансамбле. Идеальный дует Тильды Суинтон и Тома Хиддлстона в сопровождении Мии Васиковски, Джона Херта и Антона Ельчина. Замечательная актерская игра, на фоне общей милонхоличностью происходящего, демонстрирующая полный спектр эмоций и переживаний… в своем, непривычном формате, как с элементами драмы, так и жестокой иронии.
Джим Джармуш оправдал надежды, создав фильм, который станет еще одной иконой среди готической субкультуры и даже больше. Стильное зрелище, которое я бы назвал хипстерской готикой, не оставит равнодушным ни одного поклонника настоящих, вампирских историй… которые так бы и хотелось назвать сагой, но слово это уже настолько опорочено, что нужно выждать время, когда вторсырье забудется, а вечное - бессмертно, никак иначе. Тогда вспомним.
Спасибо, Джим! Во время просмотра я испытывал истинный экстаз.