"Планета обезьян: Новое царство": 10 вопросов, которые новый фильм оставил без ответов

May 31, 2024 14:26


Франшиза "Планета обезьян" - для меня одна большая загадка. При очевидных достоинствах оригинальной картины 1968 года не вижу ни единой причины продолжать эту историю дальше или пытаться перепридумывать ее заново. Зачем? Обезьяны - не самые симпатичные существа, в фильмах они проходят худший из эволюционных возможностей путь, конечная точка этого движения совсем неочевидна и даже сомнительная аналогия с предполагаемым крахом западной цивилизации здесь уже не работает. И всё же новые фильмы серии регулярно оказываются на больших экранах, собирая кассу, позволяющую снимать еще и еще. Что же, давайте тоже оставаться в тренде. Обсудим "Новое царство", прямое продолжение трилогии-перезапуска 2010-х.





Обсудим, опираясь на вопросы, которые новая лента оставила неразрешенными - это не только сюжетные прорехи, но и вполне очевидные зацепки для развития сюжетов вероятных продолжений. Пока уровень прокатных сборов не позволяет уверенно заявлять о том, что у "Царства" появится сиквел, но индустрия кино порой работает вопреки здравому смыслу, так что заранее хоронить франшизу не буду - лучше давайте представим, что создатели сценария следующего фильма действительно хотят сделать хорошую историю, тогда им стоит обратить внимание на следующие не озвученные прямо вопросы...



На всякий случай напомню, что речь в "Новом царстве" идет о молодом примате Птичьего племени Ное, который вынужден противостоять жестокому властителю Проксиме Цезарю, использующему обезьян как рабов ради проникновения на заброшенную базу людей где-то на берегу океана. В сражении с тираном Ной объединяется с Новой, девушкой-шпионкой, работающей на одно из немногих выживших человеческих поселений.



Итак, на что же авторам сиквела "Царства" стоило бы обратить дополнительное внимание...

Сколько времени прошло со времени эпидемии и войны?

Новый фильм стартует с повторения сцены кремации Цезаря - именно на этом месте была поставлена точка в предыдущей картине "Планета обезьян: Война". А затем нам демонстрируют титр, который может означать что угодно - "Прошло несколько поколений". На мой взгляд, время в данной ситуации параметр крайне важный, ведь в отсутствие привычного уклада остатки человечества будут стремительно деградировать в плане технической оснащенности и понимания возможностей науки и техники. С одной стороны, нам показывают разрушенные и заросшие мхом небоскребы, с другой - работающее без осечек огнестрельное оружие и действующие приводы антенн связи. Так сколько же лет прошло? 100? 200? Пятьсот? Говорите точно!



Что случилось с Корнелиусом?

Возвращаясь к событиям предыдущей картины, хочется получить какие-то уточняющие сведения о судьбе потомков и последователей Цезаря. "Война на планете обезьян" продемонстрировала нам подготовку убежища для последователей предводителя обезьяньего восстания - вместе с Цезарем от последствий столкновений с людьми в укрытии должны были спастись девочка Нова и Корнелиус, сын ведущего персонажа трилогии. Именно Корнелиусу Цезарь завещал поддержание порядка и распространение миролюбивых учений. Что же случилось с потомками "первой обезьяны"? Почему миссия дальнейшего развития провалилась? Как сложилась судьба Новы, Корнелиуса и прочих "беженцев"?



Что случилось с Орденом Цезаря?

Пока Ной ищет своих похищенных соплеменников, ему встречается довольно эксцентричный мудрец-орангутан по имени Рака. Он называет себя последним служителем Ордена Цезаря, клана, стремящегося к развитию обезьяньей цивилизации - Рака носит с собой книги и рассказывает легенды о великом прошлом приматов. Не рассказывает он только одно - что случилось с Орденом. Вполне вероятно, что какая-то часть обезьян, несущих мудрость умерла от старости, но почему у Ордена не нашлось молодых последователей? Что случилось там, откуда Рака пришел? Мы видим, что Проксима Цезарь истолковывает учения Цезаря превратно, но как и когда произошел раскол? Об этом стоило бы рассказать.



Живы ли другие сородичи Раки?

В рассказах Раки есть трагическая страница, которую он повествует с особенным трепетом - обезьяна говорит, что воины Проксимы убили его друга, второго последнего члена Ордена Цезаря. Друга Рака называет "моя жизнь", а его утрату описывает как "разбитое сердце". Законы запрещают мне делать предположения о предпочтениях в личной жизни персонажа, но я могу задаться и другим вопросом - а не случилось ли так, что доминирующие на планете шимпанзе и немногочисленные гориллы почти полностью истребили иные виды обезьян? Прежде мы видели хоть какое-то разнообразие, но теперь всё свелось к единственным представителям приматов. Так что там с орангутанами? Они остались в природе?



Выжил ли Рака?

Для довольно важного персонажа, во многом образующего сюжет, Рака оказался вычеркнут из фильма весьма прямолинейно - в схватке с обезьянами Проксимы он спасает тонущую Нову, но падает в бурную реку сам и исчезает в волнах. Я, признаться, ожидал возвращения мудреца-орангутана до самой последней буквы финальных титров, но не увидел ничего - с очень большой натяжкой отсылкой к Раке можно считать закадровую песнь после титров. Но и здесь нужно иметь в виду, что в "Войне" после титров звучал голос Кобы, хотя тот совершенно точно к концу фильма был мертв. В общем, непонятно, зачем было Раку убивать, и почему это было сделано так бездарно.



Можно ли верить Нове?

Всё, что мы знали о Нове из предваряющих выход фильма материалов и трейлеров, оказалось ложью - Нова, на самом деле, оказалась вполне разумной молодой женщиной-шпионкой по имени Мэй, способной говорить и отлично всё понимающей. Героиня вступает с Ноем в союз, но насколько искренни ее стремления и можно ли ей доверять, остается под большим вопросом. Похоже, что Мэй преследует собственные цели (отомстить за погибших родных, уничтожить бункер с оружием, украсть запчасть от передатчика), а обезьян использует в качестве пешек в своей игре. Даже на прощение с Ноем Мэй приходит с пистолетом - она не верит ему, но и обезьяна считает человека лгуньей. Всё это непременно приведет к расколу.



Почему к обезьянам была послана именно Мэй?

Любопытная деталь открывается, когда Мэй возвращается с добычей в цитадель человечества - на базе, где скрываются люди вы не увидите ни одного ребенка. Это не точно, но пока всё выглядит так, будто люди утратили способность к размножению - и Мэй оказывается их самым юным представителем. Конечно, тогда возникает вопрос, почему к обезьянам отправили именно ее, ведь ее шансы стать матерью выглядят довольно высокими. Но с другой стороны, только юный человек не вызвал бы подозрения у приматов и не заставил бы их сразу почувствовать опасность. И всё равно - операция выглядит очень рискованной.



Зачем Нова подвергла риску свою добычу?

Судя по финальной сцене фильма, главной целью Мэй в бункере был некий девайс, который затем был использован для позиционирования спутниковых антенн связи (кто-то называет устройство жестким диском, кто-то - процессором). Вещь, очевидно, нужная и важная - и тем сомнительнее выглядит выходка Новы, рискующей успешным завершением операции ради... непонятно чего. Вместо того чтобы моментально направиться к крепости, где обосновались остатки человечества, с ценным приобретением, Мэй направляется в восстанавливающийся лагерь племени Ноя - зная, что ее там, мягко говоря, не очень-то ждут. Логичнее было быстрее добраться до дома, отдать гаджет, а потом, если это действительно необходимо, найти Ноя и попытаться с ним помириться. Но авторам хотелось драматизма в ущерб логике и здравому смыслу.



Раскрыла ли Мэй местонахождение лагеря Ноя?

После того как Сильва едва не сравнял с землей деревню Ноя, оставшимся в живых обезьянам Птичьего племени будет стоить немалых трудов привести это место в порядок. Однако опасности для них на этом вряд ли закончились, ведь теперь о месте, где обитают умнейшие обезьяны в округе, знает Нова, а она, как мы понимаем, не во всем находится на стороне приматов. Пока нам не показали, что Мэй выдает координаты Ноя, но в будущем это может оказаться значительным событием. Либо люди захотят объединиться с обезьянами, и тогда в деревню направится мирная делегация. Либо, как говорил Проксима Цезарь, человечество никогда не захочет делить планету с конкурентами, и в деревню двинется армия.



Почему обезьяны не объединились?

В кульминационных сценах картины мы видели, что Проксима Цезарь смог объединить вокруг себя, пусть даже силой, немало племен - его Новое Царство составило сотни и сотни рабочих и собирателей, действующих с общей целью. Когда эта цель оказалась разрушена, а сам тиран пал, обезьяны получили свободу, которая, казалось бы, должна была подтолкнуть их к объединению, но в финале мы снова видим, что племя Ноя отстраивает обособленную общину. Да, наверное, первым стремлением освобожденных было вернуться в родные места к привычному укладу, но кажется, максима "Обезьяны. Вместе. Сила" должна бы стать для них очевидной. Так почему шимпанзе не объединяются?



Еще раз повторюсь - новое экранное воплощение "Планеты обезьян" меня мало увлекает, за четыре фильма сюжет не продвинулся ни на сантиметр вперед. Поэтому никаких вопросов к тому, "что хотел сказать автор" у меня нет, вижу, что ничего. Все указанные выше вопросы обращены только ко внутренним механизмам сюжета, к соединительной ткани самой вселенной Планеты обезьян. Мне хочется, чтобы авторы этого и будущих фильмов хотя бы для самих себя нарисовали непротиворечивую картину того, что было раньше, что происходит сейчас и что будет завтра в придуманном ими мире. Логика интересна даже в отсутствии понятной цели.



Ожидать продолжения не буду, глубоко внутри полагаю, что дальше эта дохлая лошадь и не поедет, но если на этом фронте индустрии появится какая-то интересная информация, мы ее непременно обсудим - а пока и без обезьян есть про что написать. Все новые тексты появляются здесь, на канале Киноведа в штатском - если вам интересен такой формат статей о кино, заглядывайте к нам регулярно, непременно найдете что-то интересное. И не забывайте о нашем телеграм-канале - в нем всё менее формально и более дружелюбно. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, не верьте голокожим, и...

Увидимся в кино!

фантастика, кино

Previous post Next post
Up