Трогательная история постройки, которая стала прототипом летающего жилища из фильма "Вверх"

May 17, 2024 12:57


Редкая картина может похвастать тем, что одну из главных ролей в ней исполняет... дом. В лучшем случае, герои могут быть как-то эмоционально привязаны к своему жилищу, или же особняк может олицетворять темные силы и удерживать персонажей внутри против их воли, но анимационная картина "Вверх" меняет установленные правила. В этом диснеевском мультфильме дом с воздушными шарами не просто играет важную роль в жизни героев, он словно обладает собственной душой, заставляя своих обитателей прожить удивительные моменты жизни. И слово "душа" здесь - не просто красочная гипербола. Дом Карла можно считать живым, потому что у него есть реальный прототип с не менее трагической судьбой.





Вы безусловно помните эту душераздирающую историю - в фильме Карл Фредриксен прожил незатейливую, но счастливую жизнь с обожаемой супругой Элли, поэтому всё в его небольшом домике напоминает ворчливому старику о Ней - самом близком и понимающем человеке. Когда растущий город поглотил всё соседствующее с домом Карла пространство, пенсионер получил от строительной компании предложение продать жилище под снос, но Фредриксен предпочел другой путь - привязав к постройке тысячи воздушных шаров, он заставил дом взмыть вверх. Впоследствии герой встречает немало друзей и врагов, преодолевает тысячи километров пути и узнает много нового, но дом навсегда остается точкой отсчета и местом эмоционального комфорта Карла.



Уникальные по своему чувственному накалу открывающие картину сцены с юными, молодыми и взрослыми Карлом и Элли не случайно признаны самым грустным эпизодом в современной истории Disney (рядом можно поставить только смерть матери Бэмби, но это уже классика). Но смерть любимого человека - не единственное испытание, выпавшее на долю Карла - после того, как он остался в одиночестве, ему приходится противостоять натиску небоскребов, торговых центров, заасфальтированных автостоянок, захватывающих пространство вокруг. То, что мы торопимся называть "цивилизацией" и "комфортом", на деле оказывается монстром, душащим последние проявления человеческого.



Считается, что авторы "Вверх" Пит Доктер, Боб Питерсон и Том МакКарти придумали свой улетающий от смертельных объятий стекла и бетона домик, вдохновившись реальной историей старой постройки, которая стала последним бастионом на пути катка современной застройки в одном из городов США. На самом деле, таких историй немало, многие из старых домишек, продолжающих сопротивляться "системе", всё еще существуют и даже остаются жилыми, но та, которую расскажу я сегодня, еще и довольно душещипательная - такие как раз и стимулируют писательские умы на создание самых чувственных произведений для любого возраста. Итак, мы отправляемся в Сиэттл.



Реальный дом, бросивший вызов и успешно противостоящий застройщику, называется Коттедж Уайтвуд - в 1952 году его для своей матери приобрела Эдит Мейсфилд. Со временем, женщины стали жить вместе, домик никогда не пустовал, поскольку находился в симпатичном месте на берегу залива недалеко от центра крупнейшего города на северо-западе Соединенных Штатов. Еще в 1970-х землю вокруг выкупили девелоперы и владельцы местной строительной компании - территория стала быстро застраиваться новыми домами, и лишь Коттедж Уайтвуд оставался вне заборов стройплощадок. Разумеется, Мейсфилд поступали предложения о покупке ее крошечного жилища, но женщина была неприступна - ее мать очень полюбила небольшой, но такой родной для нее домик.



В 1976 году мать женщины умерла, и Эдит уже была готова продать жилище, поскольку планировала уехать в Англию, где когда-то проживала с бывшим мужем, но дом ее не отпустил. Нет-нет, никакой мистики - просто стены, в которых провел четверть века, для любого станут предпочтительнее неизвестности, ожидающей на другом конце земли. "Старый дом окутал меня воспоминаниями и уютом - он просто не отпустил меня", - писала Мейсфилд своим родным. Тем временем, застройщики полностью очистили новые территории от старой застройки - противиться нашествию небоскребов и гигантских мегамаркетов продолжала только Эдит, причем она не только отвергала денежные предложения, но и успешно уклонялась от угроз и запугиваний.



Так часто бывает - старики с возрастом становятся только упрямее. К концу 1990-х стоимость небольшого домика, окруженного другим строениями так, что на его крышу перестали попадать солнечные лучи, выросла до нескольких сотен тысяч долларов, а в 2006-м Мейсфилд отказалась от немыслимого 1 миллиона долларов, предложенного инвесторами, положившими глаз на лакомые территории. Впрочем, всё это происходило на фоне заметного старения и ухудшения здоровья Эдит - претенденты на домик готовы были немного подождать, рассчитывая на то, что наследники окажутся более сговорчивыми. К счастью или несчастью, права владения на Коттедж Уайтвуд Мейсфилд завещала разнорабочему по имени Барри Мартин, который ухаживал за ней и домом в течении последних лет. После смерти женщины от рака поджелудочной железы в 2008 году, у неприступной крепости появился новый хозяин...



Думаете, Мартин сразу же обменял ненужную ему халупу на хрустящие зеленые бумажки? Нет - написал бы я, если бы мы с вами жили внутри фильма со счастливым финалом, но на самом деле - да. Хоть, по его словам, с домом у него было связано немало теплых воспоминаний, Барри предпочел остановить бесконечную гонку с неумолимым временем и ходом прогресса, а потому продал домишко за достойные 300 тысяч долларов местному застройщику, давно имевшему планы на занятые коттеджем территории. Вот только дальше произошло что-то удивительное и необъяснимое - по прошествии 15 лет домик так и продолжает стоять на своем месте. Заброшенный, обветшавший и неухоженный, но он всё еще занимает некогда выделенные ему земли.



Неизвестно, почему нынешние владельцы отказались от своих планов по сносу дома Мейсфилдов - возможно, перестраивать что-то уже поздно, ведь с трех сторон коттедж окружает действующий торговый центр. А может, свою роль в сохранении странного наследия прошлого сыграл и диснеевский "Вверх" - люди быстро разглядели сходство двух историй и сделали обветшавшую постройку местной достопримечательностью. К забору, огораживающему дом часто привязывают целые связки воздушных шаров. Нет, унести домик в Южную Америку они не могут, но порадовать детей и взрослых - вполне. Даже сейчас вы легко можете найти Коттедж Уайтвуд на Google Maps и посмотреть фото (есть даже от 2024 года), с ним всё в порядке. Ну, почти.



По словам местных журналистов, дом уже успел поменять нескольких владельцев, но достойного применения ему пока так никто и не нашел, а потому и со сносом дело застопорилось. В какой-то момент в городе даже прошел опрос на тему того, как использовать коттедж - среди вариантов ответов были: магазин мороженого, общественный центр, выставочная галерея, фермерская лавка, музей истории города. К устраивающему всех результату эти дискуссии не привели, поэтому постройка остается пустующей и ожидающей своего нового звездного часа. Главное, впрочем, уже понятно - если быть достаточно настойчивым и не отступать от своих принципов, то окружающий мир непременно перестроится сам с учетом ваших интересов. Будьте сильными, будьте как Коттедж Уайтвуд, и всё у вас получится!



Безусловно, история дома Эдит Мейсфилд не единственная в своем роде. В Токио японский фермер живет на территории крупного аэропорта - у него там дом и несколько грядок для выращивания незатейливой пищи. В Шанхае жители нескольких лачуг отказались отдавать землю застройщикам, и теперь живут в окружении человейников. В Вашингтоне владелец двухэтажного домишки в свое время отказался от крупных денег за свое жилье - теперь в нем расположилась зажатая со всех сторон небоскребами пиццерия. В общем, небольшому подвигу есть место всегда - была бы уверенность в своей правоте и цель. У Карла Фредриксена цель была, и цель настолько благородная, что с ней можно было не только на земле стоять крепко, но и стремительно лететь ВВЕРХ!



Дабы совсем не уйти в излишний пафос, остановлюсь и переключусь на другие темы - есть интересные истории которые хочется рассказать вам и в контексте актуальных релизов, и в разрезе памятных событий прошлого кино и сериалов. Следующий материал совершенно точно будет еще увлекательнее, поэтому, если вы еще не разучились читать, и вас не пугают увесистые столбики текста, заглядывайте на канал Киноведа в штатском регулярно - обязательно будет интересно. А еще у нас есть телеграм, и там тоже скучно не бывает. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, любите свой дом, и...

Увидимся в кино!

анимация, кино

Previous post Next post
Up