Кинокомпания Warner Bros. Pictures объявила о начале работы над новыми полнометражными фильмами по мотивам произведений Дж. Р.Р. Толкина, расширяющими вселенную легендарной трилогии "Властелин колец". О грядущих проектах пока известно немного, но мне уже начинают задавать вопросы о перспективах будущих блокбастеров. Раздавать авансы я не тороплюсь, но могу указать, каких проблем авторам новых картин стоит избегать - сделать это проще всего на примере "Хоббита". В свое время трилогия похождений Бильбо Бэггинса должна была повторить успех предшественника, но не смогла даже приблизиться к взятым "Властелином" вершинам. Что пошло не так, разберемся прямо сейчас.
"Властелин колец" считается одной из лучших экранизаций, когда-либо попавших на большие экраны - этого мнения придерживаются и поклонники творчества Толкина, и любители фэнтези, и простые зрители, и специалисты. Шквал премий и призов, обрушившихся на "Возвращение короля" - прямое тому подтверждение. "Хоббит" должен был продолжить триумфальный ход, но существенную часть публики он разочаровал - новая трилогия не дотягивала ни до первых фильмов, ни до книги. В итоге, три новых картины стали необязательным приложением к основной серии, вышедшей в 2001-2003 годах.
Может показаться странным, что картины, не настолько далеко отстоящие от оригинала по времени, снятые тем же режиссером, привлекшие многих уже задействованных прежде актеров, не имевшие проблем с бюджетом и продвижением, вдруг получились заметно более слабыми. Каждый следующий фильм серии "Хоббит" получал всё более низкие оценки зрителей, всё меньше собирал денег в кинотеатрах, ни об одной ее части не говорили в таких восторженных тонах, как о "Братстве кольца", "Двух башнях" или "Возвращении короля". Что же изменилось за прошедшие между двумя трилогиями девять лет? Как можно было растерять весь имеющийся потенциал? У меня есть ответы. Даже целых шесть. Но стоит пойти по порядку, шаг за шагом.
Одна книга, поделенная на три части
Как известно, "Властелина колец" Питер Джексон изначально планировал снимать в двух частях, опасаясь, что ни одна студия не согласится на риск снимать сразу трилогию. К счастью, New Line Cinema точно считала потенциал истории и дала добро на три картины, так что трехтомник Толкина удачно уложился в комфортный киноформат, удерживая авторский ритм и не меняя сюжета. С "Хоббитом" произошло противоположное - это небольшое литературное произведение должно было быть поделено на два фильма, но маркетинговый отдел WB посчитал, что студии нужна новая трилогия - и короткую повесть пришлось размазать тонким слоем по трем громоздким лентам. Пустот в сюжете было столько, что "Хоббит" хромал на обе ноги из-за неровного ритма и отсутствия напряжения.
Благодаря писательскому таланту Толкина, "Властелин колец" в каждой из частей имеет логичную завязку и финал, плавно связывающий части между собой. Фильмы первой трилогии в результате получились более цельными, их, фактически, можно воспринимать как самостоятельные произведения, и смотреть отдельно (как бы странно эта идея ни выглядела). "Хоббит" старательно, но искусственно порезан на три части - сюжету просто не хватает "мяса", чтобы соблюдать еще и саспенс внутренних переходов. Как итог, вторая трилогия - это один фильм, порубленный на три равных сегмента в произвольных местах повествования. Величия лентам это, конечно, не добавляет.
"Хоббита" снимали в спешке
Ни один режиссер никогда не будет доволен временем, которое ему выделили на подготовку к работе, съемки и постпродакшн, но Питеру Джексону грешно жаловаться на WB и NL в случае с "Властелином колец". За четыре года постановщик успел плотно поработать над сценарием и дизайном будущих картин, основные натурные съемки шли немыслимые 14 месяцев, а затем каждая из трех лент получила по году на доведение до ума - таких шоколадных условий больше не было ни у кого и никогда. "Хоббит" снимался совсем по-другому.
Прежде всего, Джексон изначально отказался от поста режиссера - ему не хотелось конкурировать с самим собой, тем более что свою творческую жажду он утолил сполна. Бразды правления были переданы Гильермо Дель Торо, но студии не удалось найти с мексиканским сказочником общего языка, и тот из проекта выбыл. Питер Джексон фактически против своей воли в условиях цейтнота вынужден был подхватить падающее знамя и возглавить съемки новой трилогии. Режиссер утверждает, что сразу после назначения он оказался на площадке - никакой тебе подгонки под себя сценария, никаких творческих дискуссий, ни одной лишней минуты на подготовку, сразу в бой. По его собственному признанию, на площадке "Хоббита" Джексон никогда не чувствовал себя главным и ведущим - творческому процессу это вряд ли помогало.
Злодеи себя не оправдали
"Властелин колец" в отношении антагониста, возможно, был устроен довольно просто, но это работало. Можно ли придумать более банальный образ вселенского Зла, чем полыхающий красный глаз на вершине черной башни? Вряд ли. Зато потустороннее, но упорное стремление к вершению бед этого глаза не дает усомниться в его эффективности. Добавьте сюда коварство Сарумана и жестокое безумие Дэнетора - трилогия получила внушительный ряд злодеев, которые впечатляют своей мощью и пугают темными замыслами.
А что смог предоставить публике "Хоббит"? Дракона, который по сути является обычным скопидомом, не претендующим на вселенское могущество или уничтожение мира. После величественного зла первой трилогии компьютерный ящер-переросток пугает не больше орка из "Возвращения короля". Джексон приложил немало усилий, чтобы показать Смауга максимально злобным, чтобы добавить экранного времени и сюжетного значения оркам Азогу и Болгу, но этого явно было недостаточно. Как бы нелепо это ни звучало, но в "Хоббите", простите за каламбур, зла не хватает.
Связь "Хоббита" и "Властелина колец" хромает
К "Властелину колец" Джексон обратился со всем возможным уважением и даже трепетом - фильмы и книги соответствуют друг другу на 90 с хвостиком процентов. Небольшой критике фанатов подверглось только навязанное режиссером выпячиванием на первый план эльфов. В "Хоббите" из-за проблем с нехваткой оригинального текстового материала появилось несколько сюжетных линий, которые сочинялись на коленках. Появилась Тауриэль, которой не было в книгах, в эпизодах появился Фродо, гном Кили внезапно вышел на передний план.
Но хуже всего получилось сплетение двух трилогий. Для привлечения аудитории первых фильмов в "Хоббита" пришлось добавить не только Фродо, но и Леголаса. И это только из очевидных связующих звеньев - главное скрывается на более глубоком уровне восприятия. Дело в том, что в "Хоббите" не должно и не могло быть никаких эпических сражений - читатели отлично знают, что это история путешествия туда и обратно небольшой компании персонажей, все битвы случаются только во "Властелине". Но студии нужна была та же формула, что с первой трилогией, и Джексону пришлось сочинить вселенское противостояние на пустом месте. Масштаб, может, и появился, но ощущения воодушевления он не вызвал.
Графика слишком заметна
Две трилогии очень отличаются графически - это отметили даже самые непредвзятые зрители, ожидающие на экране визуального наслаждения. Да, во "Властелине колец" достаточно компьютерной графики, и кое-где она на сегодня заметно устарела, но любим мы его не за это. Джексон в первых фильмах охотно использовал практические спецэффекты, реалистичные трюки и приемы оптических и декоративных иллюзий. Как ни странно, это добавило Средиземью реалистичности, привнесло особый колорит и позволило зрителю влиться в атмосферу похода героев. "Хоббит" посчитал, что компьютер может заменить всё.
Во второй трилогии команда создателей спецэффектов полностью положилась на графику и тем убила особенный сказочный дух истории. Компьютерными моделями заменили всех фэнтезийных персонажей - заметно более мультяшными стали Голлум, орки, тролли, временами кино превращается в большой анимационный фильм, который сложно воспринимать всерьез. Отчасти это связано с тем, что "Хоббита" снимали с прицелом на стерео, 3D и показ со скоростью 48 кадров в секунду, а дополнительное измерение и четкость способны разрушить многие практические иллюзии. Как бы там ни было - сказка была растоптана бездушной цифрой.
Новое "братство" не сработало
Во "Властелине колец", конечно, был главный герой, но зрители прекрасно запомнили и его окружение. Братство кольца - это уникальный набор персонажей, созданный сбалансированным актерским ансамблем. В группе всего девять участников, они очень мало времени проводят в полном составе, но мы отлично их помним и легко отличаем друг от друга. Вот ворчливые гномы, вот шутливые хоббиты, вот угрюмые воины, вот себе на уме волшебник - у всех есть возможность проявить себя и запасть в душу. И даже разделившись Братство получило равноценные группы - зритель переживает за все три ветви сюжета.
Персонажи "Хоббита" - головная боль неподготовленного зрителя. Мало того, что путешественников теперь 15, так еще и большинство в группе составляют гномы, одинаковые на вид и по именам. К тому же почти все три фильма новое братство двигается вместе, а потому на каком-то этапе публика просто перестает за ними следить, слишком всё тускло. Если членов "Братства кольца" вспомнить несложно даже по истечении 20 лет, то балинов и далинов вы не перечислите даже половину. Немыслимыми усилиями из толпы выделяются только Торин, Кили и Ори. В итоге воспринимается это так, что "Хоббит" - путешествие Бильбо и толпы каких-то бородатых коротышек.
Безусловно, авторы будущих картин должны обратить внимание и на еще одно недавнее произведение, охватывающее ту же вселенную - в 2022 году на платформе Amazon вышел сериал "Кольца власти", сюжет которого опирается на заметки Толкина, так и не выросшие в самостоятельную книгу. Хотя большое сообщество поклонников оригинальных книг и фильмов Джексона, телешоу отвергли, стоит отдать должное - его создатели явно учли некоторые ошибки "Хоббита". Так, например, нужно отметить, что в сериале многие декорации сделаны "вживую", а графика используется в ограниченных количествах. Как минимум, это дает картинке "ламповость" и ощущение сказочности.
В то же время, "Кольца" совершают некоторые отходы от канонов (где это видано - гномихи без бород?) и несколько чрезмерно пытаются вписать себя в имеющуюся киновселенную. Из-за специфики драматургии сериал сценарно больше похож на стандартные теледрамы, чем на эпическое повествование фильмов, но тут уж ничего не попишешь - делить сезон на серии сложно. Мифическое повествование, присущее книгам Толкина и первым трем лентам Джексона, сериал тоже поддержать не способен, поэтому и он не имеет большого веса, это еще одно приложение к "Властелину колец" 2001-2003 года.
"Битва пяти воинств", заключительная часть трилогии "Хоббит", вышла десять лет назад, и главный вывод, который можно сделать, спустя годы - "Властелин колец" оказал на мировую культуру гораздо большее влияние, чем его продолжение. Нет, "Хоббит" совсем не плох, это всё еще необыкновенно крутое фэнтези, а на фоне многих вышедших в 2010-х блокбастеров это подлинный шедевр, но влияние и признание оригинальной трилогии сложно переоценить, и вторая серия картин до нее точно не дотягивает. "Властелин колец" был номинирован в общем на более чем 800 призов, премий и наград и получил 475 из них. Фильму посвящены музеи и тематические парки, фанаты обсуждают их сегодня не меньше, чем в 2000-х. Наряду с "Гладиатором" Ридли Скотта это символ начала века в мировом кино. А "Хоббит"... Эх...
Не стоит зря торопиться в комментарии - отдаю себе отчет в том, что до Питера Джексона и Энди Серкиса, которые будут продюсировать и режиссировать, как минимум, один из новых фильмов, мои слова вряд ли дойдут. Но текст и не им предназначен. Скорее, мне интересно разобраться в вопросе самому. Надеюсь, вы предложите свои версии того, чего не хватило "Хоббиту", чтобы встать с "Властелином колец" на одну ступеньку. А может, найдете контр аргументы и докажете, что трилогии равнозначны - вот это мне будет интересно почитать. В любом случае, давайте обсуждать кино по существу, оно этого заслуживает.
И пока вы собираетесь с мыслями, я уже сажусь за следующий кирпич из букв, предложений и абзацев - непременно будет интересно. Если такие тексты вас не пугают, заглядывайте на канал Киноведа в штатском регулярно, я пишу много и часто о новых и не очень фильмах и сериалах - равнодушными эти статьи никого не оставляют. А еще у нас есть
телеграм-канал, где тоже можно найти что-то забавное. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, не ходите одни по пещерам с золотом, и...
Увидимся в кино!