Музыка нас связала: Какой хит 90-х чаще всего звучит в кино?

May 08, 2024 13:31


Со времен рождения кинематографа музыка была неотъемлемой частью этого вида визуального искусства. Сначала музыкальным обрамлением украшались немые картины, затем специально написанный саундтрек стал основой сценарного и режиссерского решения, а вскоре и персонажи стали проявлять самостоятельность - популярные песни зазвучали прямо внутри кадра, раскрывая характеры и ситуации под новым необычным углом. В особый поджанр выделились мюзиклы, для которых музыкальные произведения были написаны отдельно, но появились и такие фильмы, визитной карточкой коих стали подборки популярных хитов, делающих просмотр совершенно особенным.





Согласитесь, картины вроде "Грязных танцев", "Лихорадки субботнего вечера", "Пурпурного дождя" или "Почти знаменит" невозможно представить себе без тех песен, что в них звучат. Будь то треки, которые слушают герои (такое внедрение называется диегетическим звуком), или же наложенный сверху аккомпанемент (недиегетический звук) - музыка оказывает на восприятие ленты едва ли не большее воздействие, чем свет, операторские решения, выразительность актерских работ и реализация режиссерских замыслов. Кстати, наиболее талантливые постановщики быстро заручились поддержкой музыки - фильмы Скорсезе или Тарантино без их фирменных подборок композиций просто не работают.



Разумеется, музыка, которая оказывалась популярна в реальной жизни, моментально находила отклик в кино - громкие хиты, несмотря на высокие ставки отчислений по авторским правам, тут же возникали в блокбастерах и независимых лентах, в комедиях и боевиках, в оригинальном исполнении или же в формате исполнения персонажами. Популярная музыка тесно переплелась с популярным кино. В какой-то момент массовая культура стала взаимозависимой - песни плотно стали ассоциироваться с фильмами, где они прозвучали наиболее заметно, а картины, в свою очередь, иногда запоминались лишь по прозвучавшему в них мировому шлягеру.



Другим важным аспектом использования специфической музыки в кинокартинах стал инструментарий воссоздания атмосферы эпохи или географии в кадре. Никому ведь не приходит в голову озвучивать фильм о 1960-х песнями рэп-исполнителей (разумеется, если это не требуется по сюжету или стилю) - нет, мы скорее услышим Элвиса Пресли или Чака Берри. Так и Африку было бы странно показывать под аккомпанемент русской балалайки - всему свое место и время. На этой почве даже возникли определенные клише. Если в кадре что-то о Вьетнамской войне, то есть высокий шанс услышать на фоне песню "Fortunate Son" группы Creedence Clearwater Revival (спасибо "Форресту Гампу"), а если действие перемещается в Британию, врубайте "London Calling" от The Clash и будьте спокойны - зритель проникнется моментом. Еще более обще - хотите показать дух бунтарства и освобождение от оков, запускайте "Born to Be Wild" от Steppenwolf, это работает со времен "Беспечного ездока"...



После всего этого резонно будет задаться вопросом, а какая песня звучит в кино чаще всего? Что за композицию режиссеры используют наиболее активно, чтобы подчеркнуть важность момента? Какому хиту отдают предпочтение персонажи вне зависимости от того, злодеи они или герои? Вы не поверите, но энтузиасты подсчитали и это! Группа исследователей прошерстила несколько онлайн-баз данных, в которых собираются сведения о том, какие песни звучат в тех или иных фильмах (такие, как, например, TuneFind или What-Song), и подвела весьма примечательный итог. Его-то мы и должны обязательно обсудить. Первую пятерку составил весьма неоднозначный подбор исполнителей, а композиция, лидирующая в списке наиболее востребованных в кино песен, меня и вовсе удивила.



Итак, готовьтесь погрузиться в волшебный мир кинозвуков - открывает пятерку самых часто используемых в фильмах песен гарлемский дуэт Rob Base & DJ E-Z Rock, чья легендарная песня "It Takes Two" составляет музыкальную палитру картин "Бар Гадкий койот", "Железный человек 2" и "Бамблби". На четвертой строчке смотра оказался Норман Гринбаум, заложник одного-единственного, но зато какого хита - его "Spirit in the Sky" можно услышать, например, в триллере "Живое", биографическом "Основателе" или комедии "Апокалипсис по-голливудски". Третье место в этом соревновании отошло женским хипхоп-легендам из Salt-N-Pepa - вы наверняка помните их шлягер "Push It" в "Боссе-молокососе", "Мальчике на троих" или "Отце невесты". В шаге от победы остановились Дэвид Боуи и Фредди Меркьюри с исполненным дуэтом "Under Pressure", знаменитый басовый рисунок которой отпечатался в "Пожарной свадьбе", "Соседке" и даже в "Мег 2".



Кто же на первом месте? Держитесь за ваши шелковые шаровары - на вершине топа находится MC Hammer и его незабвенная "Кентачтис", название которой американцы записывают избыточным "U Can't Touch This". "Ангелы Чарли: Полный вперед" и "Одноклассники 2", "Горячие головы" и "Белые цыпочки", "Солдаты неудачи" и "Трансформеры: Последний рыцарь" - кажется, легендарный хит проник во все возможные киножанры. Но оно и не удивительно - вышедший в самом начале 1990 года сингл стал музыкальным феноменом, с ним Хаммер взлетел на вершины хит-парадов, получил "Грэмми", вошел в Зал славы рок-н-ролла. Это подлинный саундтрек начала 90-х, без него проникнуться атмосферой невероятной эпохи окончания ХХ века, наверное, будет несколько сложнее, чем с ним.



Однако, стоит отметить, что "U Can't Touch This" в большей степени все-таки ассоциируется с комедиями и даже анимацией, ведь в трек заложена ирония и дух сопротивления имеющимся общественным порядкам. Песня часто используется как дополнительная иллюстрация в описании неуправляемого и бунтующего персонажа, или же ее используют, чтобы высмеять попытки не самого успешного героя показать себя модным и крутым. Поскольку композиция стала переломным событием между хитами 80-х и новой музыкой 90-х, в кино ее тоже используют для демонстрации нестыковки разных культур, возрастов, воспитаний и образований. И часто - с улыбкой. А вы попробуйте не засмеяться при виде штанов ЭмСи Хаммера в его клипе - это же полнейший кентачтис!



Вплетение песен, которые слушаются миллионами, которые стали хитами и обрели десятки наград, в фильмы безусловно делает просмотр еще более увлекательными, еще более заинтересованным, еще более эмоциональным. Знакомые мелодии, любимые строчки припевов, ассоциации, связывающие ваши воспоминания с включенным в картину хитом, дополняют палитру положительных ощущений и радуют еще одной степенью вовлеченности. Именно за это мы любим открывающие титры "Хранителей" под Боба Дилана, романтику "Мулен Ружа" под Стинга и Элтона Джона, финальные кадры "Бойцовского клуба" под Pixies. Музыка задает тон, затягивает, не дает забыть только что увиденное.



Все зрители разные. Одни в восторге от актуальных хитов и заходятся восторгом от Ланы Дель Рей в саундтреке "Великого Гэтсби", кому-то подавай классику, и они готовы притоптывать ногой под Игги Попа в "Картах, деньгах и двух стволах", а есть и такие, кому по нраву любительское исполнение песен The Beatles мошенником из фантастической драмы "Yesterday" - но всё это чистые яркие эмоции, разбуженные волшебной силой гармонии звуков. Может быть, в число самых часто используемых композиций и вошли не самые мелодичные песни, но прелесть в том, что число музыкальных произведений практически неисчерпаемо, и режиссеры могут радовать нас новыми звуковыми решениями постоянно. Пусть громче музыка играет!



Напишите в комментариях о вашем любимом саундтреке или песне, которая стойко ассоциируется с кино - мы непременно поделимся схожими впечатлениями и обсудим их все вместе. А я попутно усядусь за новые тексты, которые непременно развлекут вас в выходные и праздники. Заглядывайте на канал регулярно, чтобы ничего не пропустить. А еще не проходите мимо нашего телеграм-канала - там тоже бывает занятно. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, слушайте музыку, и...

Увидимся в кино!

голливуд, кино

Previous post Next post
Up