Война дедов: Как рекорд Скорсезе заставляет Спилберга снять новый шедевр

Mar 01, 2024 14:19


Обещал вам еще пару занятных историй, привязанных к грядущей церемонии вручения "Оскаров" - ну, вот, пожалуй, довольно любопытное неофициальное соревнование, которое непременно подарит зрителям и хорошее настроение, и хорошее кино. Расскажу о том, как прямо на наших глазах схлестнулись два больших режиссера, два титана, два столпа, два мастера, каждый новый фильм которых превращается в событие. В этом году один из этой пары установил рекорд, поэтому у второго появился дополнительный весомый стимул не просто снять новую картину, но сделать ее шедевральной. Подробности? Конечно, они ниже.





Можно сколько угодно говорить о том, что все эти статуэтки ничего не значат, что между подлинно великими художниками царит дружба, взаимное уважение и благосклонность. На деле же, большая часть творческих личностей крайне ревностно относятся к своим достижениям, не терпят конкуренции и вечно настроены на борьбу. Лишь с виду Стивен Спилберг и Мартин Скорсезе - два старика, любезно улыбающиеся друг другу, пожимающие руки и хлопающие по спине. Ровно в эти минуты один из них почивает на лаврах, а второй кусает ногти, рассчитывая взять реванш. Не верите? Смотрите, что стоит на кону.



Очередная, уже 96-я по счету церемония состоится совсем скоро, и с учетом весьма сильного подбора номинантов, нас наверняка ожидает захватывающее утро (если вы планируете следить за прямым эфиром). Однако самое главное сражение этого года уже завершилось безоговорочной победой. Получив номинацию в категории "Лучший режиссер" за свою картину "Убийцы цветочной луны", Мартин Скорсезе оказался единоличным лидером в неофициальном соревновании самых номинированных на "Оскар" ныне живущих постановщиков.



С учетом номинации за "Убийц", это уже десятая попытка Скорсезе получить режиссерский "Оскар". Увы, Мартин не слишком удачлив в этом сражении, и его единственной наградой стала статуэтка за "Отступников" в 2007 году, но столь впечатляющее количество работ, претендующих на высшую награду - это действительно большое достижение. Всего же знаменитый режиссер был номинирован на приз Американской киноакадемии 16 раз, и в этом году он борется не только за персональный приз, но и "в командном зачете" - "Убийцы цветочной луны" претендуют на звание "Лучшего фильма", и как продюсер, Скорсезе может получить свой "Оскар" еще и здесь.



Голливудская история знает всего одного постановщика, который собрал больше десятка режиссерских номинаций на "Оскар". Это Уильям Уайлер, получивший высшую награду, в том числе и за великого "Бен-Гура" - номинаций в категории "Лучший режиссер" у него было двенадцать. После смерти Уайлера в 1980 году долгое время никто не мог приблизиться к нему хоть сколько-то, пока всё тот же Мартин Скорсезе не получил в 2014 году свою восьмую номинацию за "Волка с Уолл-стрит". В 2020-м с "Ирландцем" Скорсезе получил девятую номинацию и, кажется, готов был штурмовать легендарный рекорд Уайлера, но тут в гонку вмешался еще один претендент.



Стивен Спилберг вообще-то вступил в соревнование даже раньше Скорсезе - впервые на режиссерский "Оскар" Спилберг замахнулся еще в 1979 году с "Близкими контактами третьей степени" (Скорсезе стартовал с "Бешеным быком" в 1982-м). Далее Стивен немного отстал от конкурента, но в 2020-х внезапно дал сопернику бой - в 2022-м он был номинирован как Лучший режиссер за "Вестсайдскую историю", а в 2023-м - за "Фабельманов". Счет по номинациям сравнялся 9:9, а по победам Спилберг даже оказался впереди - у него две статуэтки: за "Список Шиндлера" и "Спасти рядового Райана". Да и по общему числу номинаций преимущество за автором "Инопланетянина" - 22 против 16.



То, что Скорсезе обошел Спилберга по числу режиссерских номинаций, означает, что каждый новый фильм последнего должен быть значительным событием, претендующим на награды. Если это неофициальное соревнование имеет значение (а оно имеет!), следующий фильм Стивена должен заслуживать номинации на "Оскар". Да, шансы сравняться или даже выйти вперед у Спилберга сохранятся и при неудаче, но каждый промах будет лишь отдалять от заветной цели. Вполне возможно, что именно с выбором идеального проекта и связано то затишье, которое окружает сейчас догоняющую сторону - Спилберг всё еще официально не объявил, каким будет его новый проект. Но кое-какие намеки всё же уже просачивались из-за стен его студии.



Наиболее вероятным кандидатом на постановку сейчас считается экранизация романа Ричарда Османа "Клуб убийств по четвергам". Эта детективная история расскажет о нескольких клиентах дома престарелых, занимающихся... расследованием убийства местного застройщика, на котором полиция стерла зубы безо всякого результата. Книжный первоисточник стал бестселлером, компания Спилберга Amblin Entertainment приобрела права на киноадаптацию и даже заявила о начале подготовительных к съемке работ. Впрочем, пока постановщиком фильма числится Оливер Паркер, снявший вторую часть мюзикла "Mamma Mia!".



Другим весьма вероятным грядущим проектом для Спилберга может стать новое прочтение "Детектива Буллита", фильма в 1968 году сделавшего суперзвездой Стива Маккуина. На главную роль в ремейке уже подписан Брэдли Купер, однако давний сопродюсер Стивена Спилберга Кристи Макоско Кригер не так давно уклончиво отметила, что не уверена в том, что именно "Буллит" будет следующим фильмом режиссера. Ряд изданий упоминают также, что в планах постановщика числится фильм "Это то, что я делаю: Любовь и война в жизни фотографа" о судьбе Линси Аддарио, военного фотокорра, попавшей в плен к ливийским повстанцам в 2011 году, но, кажется, и здесь пока всё остановилось на ранней стадии.



Совсем скоро, на церемонии вручения "Оскаров", Мартин Скорсезе и Стивен Спилберг непременно встретятся - несмотря на отсутствие последнего в числе претендентов в личном зачете, Спилберг выйдет на сцену в качестве продюсера, если призом за Лучший фильм отметят "Маэстро" Брэдли Купера. И эта встреча обязательно подстегнет амбиции обоих - ведь славы никогда не бывает много, награды никогда не бывают лишними, а успех никогда не надоедает. Конкурентная борьба двух блистательных постановщиков - это, конечно, их личное дело. Но результатом этого столкновения становятся картины, которые по-настоящему впечатляют, трогают, заставляют любить кино еще больше. Хочется пожелать, чтобы эта гонка длилась дольше, радуя зрителей новыми и новыми шедеврами.



Разумеется, насчет желания непременно вырваться вперед в чисто статистической подборке я несколько преувеличил - вряд ли мастера столь высокого полета вообще считают свои призы и корпят над графиками с мыслью, как бы мне так выпустить новый фильм, чтобы щелкнуть Мартина/Стивена по носу. Нет, оба находятся в том возрасте, когда кино приносит чистое удовольствие и без соревновательного эффекта. Но мне всё же хочется думать, что Вселенная за этим наблюдает и время от времени двигает фишки в том или ином направлении. На радость режиссерам и на радость публике.



На этом, как говорится, пожелаю удачи обеим сторонам и буду ждать новые фильмы и от Скорсезе, и от Спилберга. Надеюсь, когда они выйдут, мне будет о чем написать. А про другое кино вы можете почитать уже сейчас - на канале Киноведа в штатском всегда полно интересных текстов, заглядывайте почаще. А еще у нас есть телеграм - дополнительный проход в портал интересных фактов, событий и дат из мира кино и сериалов, подписывайтесь. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, готовьтесь к церемонии, и...

Увидимся в кино!

голливуд, мартин скорсезе, стивен спилберг, про оскар, кино

Previous post Next post
Up