Как "Титаник" и "Властелин колец" сделали оскаровским рекордсменом самого неожиданного актера

Feb 06, 2024 15:28


Мы привыкли к тому, что премия Американской киноакадемии воспринимается исключительно как личное достижение - даже "Оскар" в категории "Лучший фильм" официально закреплен не за всей командой, а за несколькими продюсерами. Возможно, это и справедливо, но мы же понимаем, что ответственность за общее дело даже в кинематографе несут все, а значит, и награды должны распространяться на всех. Если подходить к вопросу с такой точки зрения, то открывается весьма любопытная статистика. И поскольку я обещал вам рассказывать интересные истории из мира наград, сегодня будет как раз такая.





Не стану погружать вас в океан цифр, который непременно сопровождает каждую церемонию награждения - для этого потребуется отдельный материал - но отмечу один весьма показательный эпизод, переворачивающий представление о том, кто является звездой фильма, а кто тащит на себе по-настоящему впечатляющие проекты, оставаясь при этом в тени. Оказывается, человек, которого даже на съемочной площадке не все знают по имени, вполне может быть подлинным кузнецом всеобщего успеха. Кузнецом, который, увы, в итоге не получит никаких наград. Но давайте обо всем по порядку...



Итак, задам хитрый вопрос - что общего между "Титаником" и "Властелином колец"? Среди пачки культурных и искусствоведческих аспектов наверняка многие вспомнят и то, что как драма Джеймса Кэмерона, так и фэнтезийная трилогия Питера Джексона в свое время претендовали на впечатляющее количество наград. Так, "Титаник" получил умопомрачительные 14 номинаций на "Оскар", большинство из которых воплотились в статуэтки, включая престижнейшие категории "Лучший фильм" и "Лучший режиссер". По количеству номинаций лента Кэмерона повторила рекорд установленный картиной "Всё о Еве" в 1950 году, а числом полученных наград сравнялась с "Бен-Гуром" 1959 года.



"Властелин колец" к рекордам подбирался постепенно. На "Оскар" "Братство кольца" было номинировано в тринадцати категориях (четыре победы), "Две крепости" - в шести (две победы), но подлинный триумф случился ровно через пять лет после взлета "Титаника" - "Возвращение короля" одержало победу во всех 11 категориях, на которое было номинировано. Уникальный случай в истории Американской киноакадемии - фильм стал первой лентой в жанре фэнтези, отмеченной главной американской кинопремией, вошел в тройку самых титулованных картин в истории Голливуда, при этом не претендуя ни на одну актерскую статуэтку. Если бы академики рискнули выдвинуть на соискание призов Вигго Мортенсена или Элайджу Вуда, рекорды могли не устоять.



И продолжая тему актеров, я бы хотел подойти уже к главной теме нашего сегодняшнего материала. Итак, "Титаник" и "Властелина колец" связывает яркая история побед в схватке за самую престижную кинопремию Соединенных Штатов. Но давайте зададимся вопросом, а не объединяют ли две картины какие-то общие персоналии? Затрудняюсь точно сказать насчет технических специалистов, хотя, скорее всего, тут пересечений нет, потому что на производстве фильмов работали разные компании. Но совершенно точно можно сказать, что есть ОДИН актер, который сыграл и в "Титанике", и во "Властелине колец", и который однозначно причастен к успехам двух суперхитов.



Зовут героя, благодаря которому Академии пришлось "раскошелиться" на 28 "Оскаров", Бернард Хилл. Что?! Вы понятия не имеете, кто это? Понимаю, и даже указывал на это в самом начале текста - этого актера не многие помнят по имени. Но вы безусловно вспомните его, когда я назову персонажей, исполненных Хиллом - в "Титанике" актер сыграл капитана океанского лайнера Эдварда Джона Смита, а в трилогии Питера Джексона артисту досталась роль короля Рохана Теодена. Может быть (даже скорее всего, раз уж мимо "Оскара" проехали и Лео ДиКаприо, и Вигго Мортенсен), Хилл и не наработал своим талантом на номинации в этих картинах, но стоит признать, что без сыгранных им персонажей фильмы бы многое потеряли. Без капитана мы бы не прочувствовали ужас ошибки, приведшей к гибели сотен людей, без Теодена противостояние с Сауроном было бы совсем иным, а победа была вовсе не гарантирована.



Разумеется, приписывание всех полученных наград актеру второго плана - это некоторый перебор. Вряд ли Хилл имел хоть какое-то влияние на музыкальное сопровождение, работу монтажеров или костюмеров, да и в "Оскаре" за песню "My Heart Will Go On", исполненную Селин Дион, актера "обвинить" никому в голову не придет. Считайте, что это шутка. Но есть в ней и доля правды. Единственный в мире и истории кино человек, снявшийся в двух фильмах, отмеченных одиннадцатью "Оскарами" каждый, встречается не каждый день. Вряд ли одно его появление в кадре автоматически влечет водопад призов, но своеобразным талисманом на удачу я бы, на месте режиссеров, его считал. Тем более что - добавлю еще капельку цифр - в 1982 году Бернард Хилл снялся еще и в "Ганди", биографической драме, отмеченной восемью "Оскарами".



Такое вот жонглирование цифрами, как говорил мой преподаватель высшей математики в университете - вроде бы ничего особенного не открыл, но сумел вас на пару минут отвлечь от будней. А может, даже подтолкнул пересмотреть "Титаник" или трилогию про хоббитов - чем не развлечение на вечер. Выберете время, посмотрите хорошие фильмы и обратите отдельное внимание на незаметную звезду второго плана, который не стремится перетянуть одеяло на себя, давая партнерам в кадре блистать, режиссеру рассказывать свою историю, а зрителю наслаждаться каждым кадром. А после давайте вернемся к дискуссии - в какой степени такое количество выигранных "Оскаров" зависело от одного человека.



Пока вы думаете, я еще пару текстов напишу - не только о том, что вышло на экраны еще в прошлом веке, но и новинках, совсем недавно встретившихся со зрителем. На этих страницах появятся только такие материалы, которые непременно вас заинтересуют. Чтобы ничего не пропустить, заглядывайте к Киноведу регулярно, а чтобы получать еще больше интересной информации, подпишитесь на наш телеграм-канал - там ее в разы больше. Читайте, смотрите, не болейте, берегите себя и близких, не стесняйтесь радоваться чужим достижениям, и...

Увидимся в кино!

голливуд, кино

Previous post Next post
Up