В современном бушующем мире, где новостной поток настолько плотен, что к вечеру мы забываем о том, что произошло утром, где за год в нашей жизни происходит столько событий, сколько прадеды не видели за всю жизнь, очень хочется стабильности и предсказуемости. Многие находят островки спокойствия в кино и сериалах, ведь здесь работают законы и правила, действующие годами и десятилетиями, а жанровые рамки позволяют быть уверенными в том, что мы получим ровно те эмоции, на которые рассчитываем. Но даже в рамках одного жанра, в фильмографии одного актера или режиссера, в границах одной франшизы иногда случаются взлеты или падения, которые никто не ожидает. Вот о таких пиках и провалах мне и хочется поговорить сегодня. Вспомнить фильмы, которые превзошли мои ожидания или, наоборот, разочаровали.
Разумеется, подборка будет исключительно субъективной - я расскажу о тех картинах, которые приятно или не очень удивили конкретно меня и в конкретный момент, потому что контекст иногда оказывается очень важен. И безусловно, указанные впечатления - не более чем вкусовщина. Надеюсь, вы понимаете, что одинаковых зрителей не бывает, что вкусы могут и должны отличаться, что кино по-разному влияет на аудиторию. Здесь нет поводов для споров или оскорблений, давайте считать, что это небольшое погружение во внутренний мир автора, а вы по этим откровениям можете сделать вывод - стоит ли вам читать другие мои тексты (спойлер: стоит). Договорились? Тогда давайте расскажу, что на экране меня удивило приятно и не очень в последние годы.
Неожиданно хорошо - "Никто не выжил" (2012)
Теплые воспоминания о приятных эмоциях от просмотра хоррора "Никто не выжил" в большой степени стали следствием профессионального погружения в тему. На момент просмотра картины режиссера Рюхея Китамуры я работал в печатном издании, посвященном кино, а его специфика подразумевала вовлечение в крупные проекты, релиз которых намечался только через два-три месяца, а то и через полгода. Другим словами, я тогда лучше представлял себе календарь премьер отдаленного будущего, чем то, что идет в кинотеатрах прямо сейчас. Именно из-за того, что "Никто не выжил" был скромным релизом в не самом коммерчески прибыльном жанре, я пришел на показ в рамках кинорынка абсолютно "безоружным" - не знал ни сюжета, ни авторов. И просмотр "с чистого листа" привел меня в восторг - захватывающая история, постоянно меняющая сюжетное направления, переворачивающая представление о персонажах, удивляющая каждым новым поворотом. Это то, что я хочу получать от кино. И не важно, что это ужастик, и в нем, буквально, никто не выжил - меня встряхнуло ощущение новизны и непредсказуемости.
Неожиданно плохо - "Прощай, речь 3D" (2014)
В таких вещах "киноведы" обычно не признаются, но мне скрывать нечего - я был в полнейшем шоке от последнего полноценного полнометражного фильма Жана-Люка Годара "Прощай, речь". Не стану лукавить, Годар не входит в число постановщиков, занимающих высшие строки топа режиссеров, я человек другого поколения, мне свойственно опираться на более современных авторов. Но "Профессионала", "Мужское - женское" и "Уикенд" я, разумеется, уважаю, рекомендую и готов отнести к числу картин обязательных для понимания кино как искусства. Вот только из этого уважения никак не следует то, что все фильмы Годара одинаково хороши. "Прощай, речь" - ужасное кино, раздражающее настолько, что хотелось уйти из кинозала. Возможно, я сам себя накрутил именем режиссера. Возможно, не сделал поправку на возраст автора, которому было далеко за 80 на момент съемок. Возможно, купился на восторги критиков, отдавших картине Приз Жюри в Каннах. За всё это я был "вознагражден" визуальной кашей, ворохом цитат, которые приводятся к месту и не к месту, депрессивным настроением и взрывающим мозг 3D-эффектом, проецирующим в глаза разные сцены. Именно после "Прощай, речь" я решил, что с трехмерным кино пора завязывать, а Годара лучше оставить певцом "новой волны французского кино".
Неожиданно хорошо - "Сумерки" (2008)
Так получилось, что в моей вселенной "Сумерек" очень долго не существовало. Точнее, история с книгами и фильмами развивалась где-то на периферии сознания - точно помню, что дома лежало несколько томов Стефани Майер, видел мемы с вампирами и оборотнями, читал о сражениях на просторах интернетов тех, кто полюбил экранизацию, и тех, кто ее не принял. В общем, долгое время "Сумерки" были для меня чем-то вроде сериалов с канала НТВ - понятно, что это, понятно, с чем едят, но смотреть и вникать в них нет никакого желания. В спокойное течение жизни вмешалась работа - перед выходом третьего фильма мне предстояло написать о франшизе материал, и заказчика не волновало, что я незнаком с предметом - "посмотришь, не переломишься". И я посмотрел. И первый фильм мне понравился! Нет, правда. Это же великолепная метафора взросления девушки с аллюзиями на переход во взрослый мир с новыми вызовами, с ранее неведомыми проблемами и с опасными соблазнами. Черт с ними, с вампирами. Белла здесь девочка, превращающаяся в девушку (кровь говорит сама за себя) с первой влюбленностью, с желанием вписаться в новую компанию, с конфликтом с отцом. Блестящая сказка, открывающая дверь в мир взрослых. Последующие картины, конечно, шлак. Но первую - горячо рекомендую пересмотреть всем мамам вместе с их дочерьми.
Неожиданно плохо - "Мир юрского периода" (2015)
Как говорил вынесенный в заголовок Аршавин: "Ваши ожидания - только ваши проблемы!" - признаю, что был ослеплен желанием ощутить от "Мира юрского периода" тот же детский восторг, который мне подарил в свое время Стивен Спилберг. Ужасно несправедливо, конечно, то, что у поколения современных 40-50 летних не было возможности посмотреть на больших экранах "Терминатора" и "Крепкого орешка", "Индиану Джонса" и "Рокки", "Чужих" и "Кровавый спорт". Мы всё это смотрели на жутких заезженных видеокассетах по старому ламповому телевизору. Но даже в этих условиях "Парк юрского периода" впечатлял, динозавры приводили в восторг, а приключения захватывали. "Мир юрского периода" я твердо решил смотреть в IMAX, чтобы провалиться в самую гущу событий, но получил... А ничего не получил. Редко встречаются картины, которые не затрагивают вообще ничем и вообще никак - лента Колина Треворроу именно из таких. Вроде есть понятные слагаемые сюжета, есть актеры, которые мне симпатичны, есть графика и размах. Нет лишь души. Как китайские елочные игрушки из анекдота - не радуют. Повторюсь, планку задрал я сам. Но пустоту фильма это осознание никак не заполняет.
Неожиданно хорошо - "То, что внутри" (2024)
Для разнообразия похвалю что-то из недавнего. Всегда с интересом слежу за прессой, освещающей крупные кинофестивали - в особенности за теми, где представлены независимые жанровые картины, те, что станут предметом бурного обсуждения в самом ближайшем будущем. И особенно важным смотром считаю "Сандэнс" - в январе я буквально выписываю на бумажку почти полный перечень работ, показанных в Юте, а затем в течение года отлавливаю отмеченные релизы. В этом году в числе прочих поставил галку напротив комедийной фантастической ленты "То, что внутри", про которую в сводках говорили очень сухо: "Предсвадебная вечеринка идет наперекосяк, когда один из гостей приносит таинственный чемодан". Меня это почему-то заинтриговало. Что в этом чемодане? Что пошло наперекосяк? Причем здесь фантастика? По мере приближения релиза информации больше не становилось, от этого за просмотр я сел с открытым сердцем. И мне неожиданно зашло! Зашла история о группе молодых людей, которым таинственная машина дала возможность... поменяться телами. Совершенно банальный, заштампованный донельзя прием играет здесь новыми красками, а к финишу сюжет несется на таких скоростях, что захватывает дух! Чистый восторг и уверенное место в моем личном Топ10 по итогам 2024-го.
Неожиданно плохо - "Аватар: Путь воды"
Думаю, многие из вас всё еще помнят ощущение волшебства, которое всем нам подарил "Аватар" Джеймса Кэмерона в 2009 году. Сюжет картины не отличался особенной оригинальностью, но вот тот фантастический мир, в который режиссер поместил своих персонажей, он обезоруживал и очаровывал, а визуальный объем, созданный специальным съемочным оборудованием, заставлял зрителей идти в кинотеатры, надевать неудобные, громоздкие, грязные очки (помните, были такие оранжевые с прорезиненными дужками) и сидеть перед экраном два часа, ощущая себя гостем на Пандоре. В этом действительно было что-то необыкновенное, что-то тщательно продуманное и детально проработанное. Что-то, что возвращало Голливуду титул "Фабрики грез". Чего-то подобного хотелось получить и от сиквела - тем более что Джеймс Кэмерон "набил руку", освоил технику и получил неограниченный кредит доверия студии. Ради этой премьеры я даже рванул в Казахстан - не было сил ждать российского пиратского релиза, Пандора звала... Нет, я не могу сказать, что оказался бесконечно разочарован - Кэмерон снимает так, что картинка уносит тебя за собой, что хочется разглядывать каждый листик, всматриваться в каждую деталь. Но одновременно с этим, нет-нет, да и скосишь взгляд на часы - сколько там еще осталось смотреть? Уууу... еще даже не половина... Так быть не должно, но на "Аватаре 2" было. И я уже не уверен, что первым побегу на триквел - эффект новизны пропал.
Это, конечно, далеко не все ленты, которые смогли меня приятно удивить или разочаровали, хотя ждал от них чего-то эпического. Это лишь те, что навскидку пришли в голову. Полагаю, что и вам не составит труда вспомнить 3-4 картины, которые не оправдали или, наоборот, превзошли ваши ожидания - обязательно делитесь мыслями в комментариях. Устроим своеобразный киношный флешмоб "Ожидание/реальность"! Только попрошу вас не ругать фильмы голословно и не хвалить то, что понравилось по очевидным причинам. Весь смысл в том, чтобы поделиться эмоциями от нестандартного восприятия. Хочется верить, что кино всё еще способно удивлять, приводить в восторг или уныние, разжигать споры и приводить разных людей к общим выводам. Это ровно то, за что я люблю кинематограф.
А пока вы погружаетесь в воспоминания, переключусь на другие темы - вышло много хороших новых фильмов и сериалов, обо всем хочется написать. Если вы любите не только смотреть, но и читать о том, что увидели, заглядывайте на канал Киноведа в штатском регулярно - у нас бывает интересно. А еще лучше - подпишитесь на нас в
телеграме, тогда точно ничего не пропустите. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, удивляйтесь, и...
Увидимся в кино!