"Ведьма из Блэр" и "Смотрители": Как фильм Шьямалан раскрывает главную загадку о пропавших студентах

Jul 17, 2024 15:32


Потрясения, которые мы переживаем в детстве и юности - не просто наиболее сильные и яркие, они вплетаются в разум и душу, становятся неотъемлемой нашей частью, без них нас невозможно представить, еще сложнее понять. Для меня одним из ярчайших впечатлений юности стал просмотр "Ведьмы из Блэр" - во многом именно из этого фильма выросли мое увлечение кино, любовь к хоррорам и страсть к безумным теориям. С момента выхода "Курсовой с того света" на экраны прошло 25 лет, а я всё еще с трепетом отношусь ко всему, что связано с мифологией загадочного леса. И сегодня хочется поделиться одним занятным наблюдением - кажется, загадку ведьмы из Мэриленда может объяснить тайна ирландских лесов...





В 2024 году вышло достаточно крепких ужастиков. К "Смотрителям" Ишаны Найт Шьямалан было приковано особое внимание - во-первых, интриговало родство режиссерки с культовым автором "Шестого чувства", а во-вторых, интриговала атмосфера картины, в центре сюжета которой несколько человек, потерянных в темном лесу. Главная героиня ленты Шьямалан - молодая работница магазина в Ирландии, которой нужно доставить в соседний городок клетку с птицей. Увы, в дороге ее машина ломается, девушка блуждает по лесу и оказывается у загадочной хижины, в которой спасается от таинственных монстров, выходящих из чащи в ночном сумраке.



"Смотрители" напоминают сразу несколько классических фильмов ужасов, но наиболее интересной мне кажется возможная связь новой ленты с хоррором 25-летней давности. Действие "Ведьмы из Блэр" разворачивается на другом конце планеты, фильм Мирика и Санчеса снят в совершенно другой стилистике, сюжеты двух лент явно никак не пересекаются, но кое-что заставляет меня полагать, что речь в "Смотрителях" и "Ведьме" идет об одной и той же сверхъестественной силе. Или о каких-то родственных мистических существах. Ниже попытаюсь объяснить словами то, что прочувствовал при просмотре картины Шьямалан на эмоциональном уровне.



Наверняка, вы помните сюжет "Ведьмы из Блэр". Три студента-кинематографиста Хизер, Майк и Джош, обвешанные камерами и рюкзаками, отправляются в лес в штате Мэриленд, чтобы снять документалку по мотивам местной легенды о Ведьме, заманивающей в чащу людей и не выпускающей обратно. Группа, запечатлевающая на пленку почти каждый свой шаг, очень скоро начинает блуждать по бесконечным буеракам, напряжение внутри троицы растет, а попутно студенты явно ощущают вокруг присутствие незримого зла. Странности множатся, пугающих событий становится больше, один из героев пропадает, а двое других обнаруживают в лесу разрушенный дом, внутри которого снимают свои последние кадры.



"Ведьма из Блэр" впечатлила и критиков, и зрителей. Фильм стал одной из самых коммерчески успешных независимых картин, заработав в прокате в 4000 раз больше денег, чем было потрачено на его производство. Лентa возродила интерес к жанру мокьюментари. Но самое главное - Ведьма перевернула представление о маркетинге. Авторы картины не просто сняли кино, они создали уникальный мир (пусть и фальшивый), в котором Хизер и ее спутники - это реальные пропавшие студенты, в котором "не всё так однозначно", в котором далеко не все загадки разгаданы, а ужас и не думает ограничиваться тремя жертвами.



У "Смотрителей" нет столь разветвленного лора, какой существует у "Ведьмы", но он ему и не нужен - достаточно попробовать "вписать" ленту Шьямалан в мифологию мэрилендской колдуньи. В обеих картинах герои попадают в таинственный лес, из которого нет выхода, а попытки убежать приводят лишь к тому, что человек возвращается на то же место. И там, и там людей преследует некая сверхъестественная сила, способная подкрадываться незаметно, имитировать чужие голоса, чтобы заманивать жертв в ловушку, наконец, монстры из лесов, кажется, могут перевоплощаться. В "Курсовой" Хизер спешит на голос Джоша, хотя тот пропал много дней назад, а в "Смотрителях" феи-подменыши способны принимать облик тех, с кем контактировали.



Четких ответов на главные загадки "Ведьмы из Блэр" до сих пор не дано. Мы не знаем, что случилось с Джошем, исчезнувшим первым. Не знаем, почему Майк смотрит в стену на финальном кадре фильма. Не знаем ничего о судьбе Хизер. Но что самое удивительное - спустя 25 лет мы до сих пор ничего не знаем о заглавной Ведьме. Под вопросом даже само ее присутствие в фильме, ведь напрямую колдунью ни разу не показывают. Есть теория, что злокозненная сила в самом начале фильма была показана в образе Мэри Браун, местной жительницы, утверждавшей, что она видела ведьму в детстве. Не стоит отмахиваться и от предположения, что лесные ужасы - это всего лишь инсценировка, которой Джош и Майк скрыли следы убийства Хизер - такая теория тоже широко распространена в сети.



Но мне всё же хочется верить в существование в Мэриленде чего-то страшного, непостижимого, голодного. Чего-то такого, что хочет поиграть со своей жертвой до ее гибели. Такого, что наслаждается своим могуществом и тем страхом, которое способно вызвать у случайного путника даже своим незримым присутствием. И именно в этом я вижу связь между "Ведьмой из Блэр" и "Смотрителями". А что, если Хизер и парней преследовали такие же феи-подменыши, как и Миру? Что, если все эти плутания по лесу, шорохи за пределами палатки, каменные кучки и фигурки из веточек - это развлечение для монстров, скучающих от отсутствия туристов?



И если мы предположим, что студенты столкнулись не с природной аномалией, водящей их по кругу, и не розыгрышем местных, а с полноценным присутствием фей, то многие события становятся очевидны. Например, отпадает вопрос о ночной активности ведьмы - если это подменыш, то он просто не может уходить далеко от своего логова. Понятно возвращение Джоша, точнее его голоса, молящего о помощи - это игры фей, заманивающих жертв поближе. Даже относительно кульминационной встречи Хизер с Майком отпадают все подозрения - это не Майк, это подменыш, который смог воспроизвести тело, но прячет лицо, или, точнее, морду.



Разумеется, у всех народов складываются собственные легенды и мифы, но общие темы, общие страхи, общие попытки объяснить непостижимое часто связывают даже людей, разделенных океанами. Могли ли в Мэриленде жить такие же феи, как в Ирландии? Да запросто! В конце концов, кто же еще осваивал восточные земли Северной Америки, если не ирландцы? Именно они и привезли с собой монстра - скорее всего, случайно. Вот вам и загадочная мэрилендская ведьма, заманивающая странников и не оставляющая от них ничего, кроме загадочных пленок с записью похода по лесу, плача у палатки и разбора веточек, сплетенных в пугающие фигурки.



Можно, конечно, не воспринимать всё написанное выше всерьез - знаю, притянуто за уши, сшито белыми нитками, высосано из пальца. Но мне нравится размышлять над загадками, которые остаются после просмотра хорошего кино. А "Ведьма из Блэр" - хорошее кино. Может, чуть устаревшее (неплохо было бы представить себе, как могли бы выглядеть походы по лесу в поисках ведьмы сегодня - чем не тема для будущего текста), но всё еще пугающее и настораживающее. В пропажу трех студентов в самом заурядном лесу всё еще охотно верится. Жанр "найденных пленок" всё еще работает. Шорохи в темном лесу до сих пор пугают. Не верите? Пересмотрите классику. А потом, заодно, посмотрите новыми глазами "Смотрителей". Есть сходство? Или я всё выдумал?..



Обязательно напишите в комментариях, разделяете ли вы мои мысли или считаете их очередным бредом - будет занятно увидеть соотношение тех, кто "за", и тех, кто "против". А я пока займусь новыми материалами - много интересных релизов пропустил, будем нагонять. Если тексты о фильмах и сериалах вас не пугают, заглядывайте на канал Киноведа в штатском регулярно - я пишу много и часто. А еще подписывайтесь на наш телеграм - в нем анонсы и ссылки на новые и старые материалы появляются оперативнее всего. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, не ходите ночью в лес, и...

Увидимся в кино!

ужасы, хоррор, кино

Previous post Next post
Up