Пока в России кинопром цветет и пахнет (уже шесть отечественных картин, вышедших в 2024 году, перемахнули психологически важную планку сборов в 1 миллиард рублей), в Америке специалисты в унынии чешут макушки - крокодил не ловится, не растет кокос, а зритель ни в какую не идет в кинотеатры. Прошла почти половина календарного года, но в списке мировых бестселлеров пока до сих пор нет ни одного "миллиардера", лидирующую позицию в мировом боксофисе на сегодня занимает вторая часть "Дюны", собравшая "всего" 700 миллионов долларов. Лишь три ленты в этом году имеют наработку в 500 миллионов и более - прежде таких фильмов к декабрю набирался десяток-полтора. Есть отчего забить тревогу.
Особенно выпукло прокатный кризис проявил себя неделю назад. Прежде День поминовения, отмечающийся в Америке в последний понедельник мая, знаменовал для киноиндустрии старт сезона летних блокбастеров, но в этот раз три выходных дня дали худший кассовый результат за последние годы. Больше того, если в прежние, особенно в допандемийные годы уикенд Дня поминовения оказывался одним из самых кассовых в году, то сейчас сборы от недели к неделе идут по нисходящей, а праздничное настроение кинозалам и кинокомпаниям не смогли создать даже долгожданные релизы "Фуриосы" и "Гарфилда". Критики в недоумении, специалисты попрятались, бизнес не понимает чего ожидать - Голливуд накануне грандиозного шухера.
Для сравнения, "Безумный Макс: Дорога ярости", вышедший в самый заурядный уикенд начала мая в 2015 году в Штатах заработал в первые выходные 45 миллионов долларов. "Фуриоса", принятая критиками очень хорошо, за четыре праздничных дня собрала только 32 миллиона. И если лента семилетней давности умеренно добралась до точки безубыточности, а следом принесла создателям и довольно ощутимую прибыль, то относительно финальных результатов проката новой ленты можно сказать только печальное: "Не шмогла" - вряд ли фильм с Аней Тейлор-Джой сможет в мировом прокате выручить те же 380 миллионов долларов, что и предшественник. А ведь в уме еще нужно держать выросший бюджет и инфляционные коэффициенты.
В общем, спад ощутим, а потому следует начинать разбираться в его причинах, чтобы иметь возможность что-то ему противопоставить. Мне кажутся очевидными, минимум, семь факторов, существенно повлиявших на аудиторию, отказавшуюся от просмотра новинок в кинотеатрах.
Первое. Онлайн-платформы дают больший выбор
Это заметно уже не только за рубежом, но и в России - онлайн-кинотеатры отъели существенный кусок пирога у классических способов зрелищных развлечений. Разнообразие платформ, широкий диапазон тарифов, в нашем случае еще и пакетные услуги мобильной связи, домашнего интернета и библиотек фильмов вполне доступным языком говорят публике: "Тебе не надо идти в кинотеатр, чтобы занять себя чем-то в ближайший вечер. Там новая "Планета обезьян" вышла, но ты же еще старые не все посмотрел, а у нас они есть. Реклама манит свежей комедией? У нас есть целая подборка. Интересуют ужасы? Уже имеющиеся в запасе смотреть не пересмотреть!.." Этому сложно что-то противопоставить, особенно если вы подписаны не на один, а на несколько сервисов. Смысла идти в кино тогда, действительно, становится меньше.
Второе. Аудитория привыкла к быстрым цифровым релизам
Здесь речь даже не о пиратах, которые пятничные мировые премьеры выкладывают в общий доступ еще вечером в четверг. Сами студии стали действовать крайне опрометчиво, сокращая так называемое "прокатное окно" (время между премьерой в кинозале и на онлайн-платформах) до минимума. Если "Барби", "Оппенгеймера" или "Дюну" приходится ожидать в хорошем качестве по 4-6 месяцев, то недавние "Каскадеры" появились на платформах "видео-по-запросу" всего через три недели после кинотеатрального релиза. А если ждать месяцами больше не нужно, то стоит ли торопиться в кинотеатры? Пример с российским релизом "Министерства неджентльменских дел" вообще свел фору кинотеатров к нулю - фильм вышел одновременно в кинозалах и на КиноПоиске. И что же предпочли зрители? Хм...
Третье. Изменились привычки зрителя
Хотя пик пандемии ковида прошел четыре года назад, на многих тот период и связанные с изоляцией страхи повлияли на самом глубоком уровне. Закрытие кинотеатров на карантин, домашнее заточение, обретение новых способов получения информации и достижения удовольствия - всё это стремительным образом изменило привычки аудитории. Публика в весьма существенной своей части быстро перестроилась на домашнее смотрение, избегая посещения людных мест. У нас к этому можно добавить и подавленное состояние аудитории, переключившейся на другие заботы два года назад. Да и трагедия в "Крокусе" оказалась тяжким испытанием - кинотеатры после нее долгое время оставались пустыми. Люди быстро учатся избегать любых потенциальных опасностей, а кинозалы в какой-то момент стали местом не самым надежным.
Четвертое. Большие бюджеты приводят к завышенным ожиданиям
Машина Голливуда устроена так, что она постоянно требует новых и новых вливаний бюджетов, увеличения масштаба и размаха, привлечения звезд в оптовых количествах и каких-то исполинских реклaмных бюджетов. В результате, даже заурядный середняк на пару выходных проката превращается в монстра стоимостью в 100 миллионов долларов, а блокбастеры, рассчитывающие хоть на какой-то интерес публики уже не могут стоить меньше 200 миллионов. Это было бы оправдано, если бы от зрителей в кинозалах не было бы отбоя, но кривые посещаемости и стоимости на графиках идут во встречном направлении. Большим фильмам, так называемым тентполам, из-за раздутого бюджета требуется зарабатывать больше, но аудитории они всё менее и менее интересны. И чем дороже фильм, тем меньше он зарабатывает. Парадокс, который Голливуд пока не в состоянии осмыслить.
Пятое. Кинотеатр - это дорого
Ценовая политика кинотеатров - тема, которой стоит посвятить отдельный материал, но вы и без подсказки наверняка сами можете отметить, насколько подорожал поход на премьеру, скажем, всей семьей. В зависимости от сети, расположения, формы собственности, оснащенности стоимость просмотра фильма, разумеется, отличается - у нас в стране всё еще можно найти утренние сеансы в будний день по 150 рублей. Но всё же стандартный ценник вечернего похода в многозальный кинотеатр в центре города будет скорее ближе к 700 рублям с человека. За троих две тысячи рублей, а с расходами на транспорт, попутные развлечения и попкорн может выйти и все 5 тысяч. Я, может быть, немного утрирую, но суммы и в самом деле набегают ощутимые. На западе цифры другие, но порядок тот же - поход в кинотеатр становится не еженедельным доступным развлечением, а элитным выходом в свет, который позволителен раз в месяц. А если к этому добавить тот факт, что подписка на онлайн-кинотеатр стоит копейки, то задумаешься - а нужен ли тебе этот поход в "Художественный"...
Шестое. Кинотеатр - противоположность комфорту
Стоит отметить и еще одну важную деталь, которая стала обретать всё большее значение. Люди привыкли к комфортному времяпрепровождению, и выход из этой зоны умиротворения многим дается с кровью. Существует множество различных мнений о том, как приятнее смотреть хороший фильм. Могу говорить только за себя, но полагаю, моя точка зрения будет понятна многим. Конечно, домашний просмотр имеет свои преимущества - индивидуальное планирование вечера, чай, любимое кресло, возможность поставить картину на "паузу" дорогого стоит. С другой стороны, гигантский экран IMAX не заменит ни одна плазма, а раствориться в звуке Dolby ATMOS не позволят ни одни наушники - кинотеатр всегда будет иметь преимущество в атмосферности. Правда, просмотру могут помешать соседи, шумно обсуждающие увиденное или без остановки что-то разглядывающие в телефоне, но и это непредсказуемо, потому что я не раз был свидетелем того, как переполненный зал создавал ощущение единого организма, в разы усиливающего ваши ощущения от просмотра. Однако каждый поход в кино, в этих условиях - это лотерея, в которой сложно выиграть, и мне сложно осуждать людей, выбирающих тихий вечер перед экраном ноутбука. Так привычнее...
Седьмое. Качество фильмов оставляет желать...
И, наконец, последнее - думаю, без этого пункта вы бы меня осудили за неполноту и предвзятость. Конечно, нужно отметить, что кино XXI века заметно упростилось, облегчилось и утратило эмоциональность по сравнению даже с тем, что снималось в 1980-х и 1990-х. В причинах этого еще только предстоит разбираться киноведам будущего, но мы сегодня отчетливо видим, что Сарик Андреасян - это не Эльдар Рязанов, а какая-нибудь Грета Гервиг и рядом не стоит с Бергманом, Люметом или Копполой. Люди ли обмельчали, темы ли поизносились, или же всему виной политическая целесообразность, толерантность и гендерные квоты - я пока определенно сказать не готов. Но ощущение упадка в искусстве в общем и индустрии кино в частности определенно присутствует. Что-то пошло не так. Фильмов выходит больше, но тех, что действительно хочется смотреть и пересматривать почти не стало. Кино больше не представляет уникальный опыт, который тронет тебя до глубины души, а это значит, что платить за это деньги хочется всё меньше...
Считается, что осознание проблемы - это половина решения, но в случае с кино это правило не работает. Во-первых, есть ощущение, что Голливуд проблему еще в полной мере не осознал, и нужны не один, не два и не три прокатных провала, а целый год кассовых катастроф с кратным уменьшением прибыли. А во-вторых, не видно выхода из этого тупика - кино уступает внимание зрителей нового поколения более простому, короткому и легкодоступному контенту. Условно полтора часа пролистывания ленты TikTok подросткам сейчас легко заменяет удовольствие от похода в кинотеатр даже на самый разрекламированный фильм. И стоимость такой замены минимальна, кино не может с ним конкурировать.
И я не знаю, что с этим делать. Как пессимист со стажем могу сравнить ситуацию с пробоиной на "Титанике" - вроде бы пока ничего особенного, небольшой крен, подумаешь. Но с каждым новым ударом волны в борт, с каждым порывом ветра палуба на этом корабле обретает всё более и более противоестественное положение, мебель катится в тартарары, а пассажиры вываливаются из кают. Конец у этого столкновения с реальностью, скорее всего будет аналогичным - через сто лет современное нам блокбастерное кино будет восприниматься ископаемым видом искусства, которым можно развлечься в качестве факультатива к курсу культурология в специализированных вузах. Если такие останутся...
Впрочем, возможно, у вас имеется и оптимистичный взгляд - тогда делитесь им в комментариях, в 2124 году сверим наши прогнозы. А пока это время не наступило, я переключусь на другие темы и напишу пару строк о том, что еще хоть чуточку достойно внимательного рассмотрения. Если не боитесь больших текстов, заглядывайте на канал Киноведа в штатском регулярно - я не всегда такой нудный. И подписывайтесь на
телеграм-канал - там мы умеем развлекаться и хорошо проводить время. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя, готовьтесь к лучшему, и...
Увидимся в кино!