Г: Картину стоило бы назвать - "Сальери", ведь повествование ведется именно от лица композитора Антонио Сальери. Мы в доме Сальери, видим старинные двери, за которыми безумный старик кричит во весь голос: "Прости Моцарт, это я убил тебя." И сразу вспоминается великая история отравления, однако причастность Сальери к кончине Моцарта так и не была доказана. Слушая рассказ старого венецианца, создается впечатление, что он боготворил австрийца Моцарта. Когда-то в детстве маленький Антонио попросил у Бога возможность писать музыку в надежде стать великим музыкантом. Его отец не очень жаловал музыку и совсем не поощрал музыкальные устремления сына. Антонио Сальери молил Бога, чтобы ему предоставилась возможность писать неподражаемые мелодии во славу его имени...и знак был дан - внезапная смерть оца, как шанс быть с музыкой по жизни.
О: Впрочем, историю Моцарта и Сальери знает практически каждый, от мала до велика. По большей части всем известен бессмертный труд А.С. Пушкина, в коем он изложил свою трактовку о судьбе двух композиторов. Собственно говоря, режиссер фильма Милош Форман задумал снять историю двух гениев, как раз вдохновившись прочтением трагедии, написанной Александром Сергеевичем. Но стоит заметить, что фильм не имеет никакого отношения к биографии Моцарта и Сальери, я бы назвала это вольной интерпретацией, скорее даже размышлением на тему... А уж если мыслить символами, то назовем "Амадей" - художественной импровизацией на музыку В.А. Моцарта и А. Сальери.
Г: Знакомство Сальери с Моцартом произошло во время одного из приемов при дворе императора. Юный Амадей ухлестывал за одной придворной дамой, в то время как оркестр начал играть его музыку. Разгоряченный юноша пулей пронесся через коридоры дворца, словно вихрь влетев в зал, изумленный Сальери стал свидетелем странной непостредственности юнца. Моцарт с позором был отстранен от двора, однако присутствовашие на приеме искупали музыканта в овациях, Амадей не остался в долгу, повернувшись спиной к его величеству, поклонился своим воздыхателям в глубоком почтении.
О: Да, а затем последовала служба при дворе великого императора Иосифа II, который вошел в историю великим реформатором и храбрым войном. Его придворным музыкантом и был сам Антонио Сальери, приглашенным же ко двору композитором стал Моцарт. Амадей создавал для императора оперы, Антонио продолжал писать свои неталантливые пьесски - опять же в интерпретации Милоша Формана. На самом же деле, ка свидетельствует история, в те времена Сальери был гораздо популярнее Моцарта, его учениками были великие композиторы: Лист, Черни, Шуберт, Бетховен. Но судьба иногда бывает коварна, Моцарту было суждено стать известным посмертно, Сальери же так и остался навеки убийцей. Хотя сей факт был оправдан: в 1997 году в Милане состоялся судебный процесс, на котором 200 лет спусят был оправдан Антонио Сальери - музыкант и композитор. Но вернемся к нашему"Амадею".
Г: Сальери упивался музыкой Моцарта, хотя крайне ревностно относился к успехам молодого австрийца. Он часто восклицал :"на бумаге его музыка выглядит обычно, но звучит...". Ему казалось, что Амадей умел сочетать не сочетаемое, его музыка была гениальна. Увы, но понимал глубину дарования Моцарта только Сальери,придворные же, как и сам Иосиф II, не были большими ценителями творчества австрийского дарования. После одной из опер к Вольфгану Амадею подошел сам император и сказал:"Слишком много нот - нужно сократить". (современность далеко не ушла..).
О: Однако, погружаясь в фильм, стоит знать, что Моцарт и Сальери это скорее метафоричное видение глобальных проблем Гения и Ревности, Желания и Возможности, Бога и Дьявола. И образы двух великих композиторов лишнее тому подтверждение. Гениальный Амадей, с ранних лет сочиняющий шедевральные произведения, обладающий уникальной памятью, словно ему сам Создатель диктует божественную музыку...в жизни прост, непоследователен, с прискверными манерами и отсутствием всякого такта. Мастер Антонио, который с детства обожжен мечтой быть великим гением музыки, который кропотливым трудом и невероятной работой над собой достиг высот - он придворный композитор самого императора. Он обуреваем ревностью к божественным созданиям Амадея, чьей рукой владеет сам Бог...потрясающе! Точная режессура, уникальный колорит эпохи, точный образу героев, и пусть с налетом субъективизма. Можно все, когда великий мастер кинематографии Милош Форман размышляет о вечном...Моя оценка 10 из10.
Г: Атмосфера передана идеально. Образы воссозданы абсолютно точно, гармонизирую с перовначальным замыслом режиссера. В картине Моцарт вызывает скорее неприязнь: его бестактность, раздражающий смех, глупость. Сальери же наоборот располагает: учтив, тактичен, трудолюбив. Но у одного музыка звучит в голове, ему просто нужно успевать ее записать, а другому требуется сочинять ее. Так что же такое божий дар? - врожденный талант с абсолютной жизненной неприспособленностью;или же благополучие в повседневности сотканные воедино с осознанием собственной посредственности? Эти вопросы сопровождают зрителя на протяжении всей картины. Посмотрите фильм.
P.S. Оба актера, исполнившие главные роли Моцарта - Том Халс и Сальери - Мюррей Абрахам, были выдвинуты на премию Оскар в номинации "Лучший актер". Победу одержал Мюррей Абрахам.