gōnggòng qìchē [гун-гун чичё] (автобус по-китайски)

Aug 02, 2012 00:57

День десятый. Автобусы.

Итак, продолжая полезные посты…
Полезно ездить на общественном транспорте туда, куда тебе нужно. И если про метро я промолчу, с самолётами предельно просто и с поездами тоже ничего сложного, то автобусы и такси новичку в Китае покажутся роскошью.



Водитель ждёт зелёный свет.

Я всегда боялся городских автобусов. На них написаны 3 цифры и много иероглифов. Иногда латинская буква к цифрам, но она не спасает. Поэтому, сидите дома, пока не выучите, как называется место назначения. Причём в первую очередь лучше научиться его произносить, чем писать.
Итак, есть несколько путей, чтобы оседлать городской автобус: [дальше долгая телега, полезная тем, кто собирается в Китай]

1. Понадеяться на Lonely Planet - самый ненадёжный и бестолковый путь, если ваш путеводитель уже устарел или вы не едите на место туристической мекки.
2. Свести общение с местным населением к минимуму и воспользоваться функцией прокладки маршрута общественным транспортом на картах Google maps, откуда же можно выписать нужные остановки на иероглифах, чтобы показать их водителю или кондуктору. С навигатором задача упрощается. Вариант неплохой, но пару раз Гугл совершал непростительные ошибки. Моё доверие ему треснуло.
3. Зная место назначения выйти на любую ближайшую остановку и тыкать пальцем в блокнот с иероглифами китайцам на остановке. Обычно они очень отзывчивые и готовы исписать вам весь блокнот в инструкциях на китайском. Не сопротивляйтесь - эти записи ещё будет, кому показать на пути.
4. Зайти в любой отель (желательно более приличный), выяснить всё, что вам нужно на английском и попросить написать записки на китайском для кондукторов и водителей, чтобы не сбиться с пути. Однако, не в любой деревне есть приличный отель. Увы.
5. Если вы уже разбираетесь в иероглифах названий остановок, можно ориентироваться по большим табло на остановках, имеющимся в большинстве городов. На табло всегда есть список курсирующих автобусов и названия всех остановок каждого маршрута, включая время курсирования. Однако, не всегда табло успевает меняться за непостоянной действительностью. Всегда лучше уточнять у местных. Список всех остановок также есть на боковой табличке автобуса.




И вот, только когда вы определитесь с планом, можете приготовиться к этому аттракциону.
Вы когда-нибудь ездили в тульской маршрутке? А в любом другом провинциальном микроавтобусе, где водитель щедро рвёт коробку передач, подрезает грузовики и тормозит так, что вам не приходится напрягаться, чтобы протиснуться к переднему выходу? В общем, вы будете чувствовать себя буратиной (дровами) практически во всех гуандунских автобусах, независимо от их размера и дальности следования. Поэтому не удивляйтесь, если кондуктор панически будет требовать, чтобы вы срочно сели или держались обеими руками за поручни. Это требование оправдано (следовало бы и ремни пристёгивать).
Часто водитель несётся с такой скоростью, что многие остановки он просто проезжает мимо, если на них никто не голосует. А если голосует - держитесь за поручни двумя руками.

Автобусы в Шеньжене ходят до 9-12 ч. вечера. А современность, скорость и частота хождения автобусов, складывают впечатление, что основная задача городского транспорта - не дать китайцу захотеть пересесть в автомобиль. Понятно, почему. Но это только хороший пример для Китая. Вот, в маленьком городке Цзяоцзуо в провинции Хеннань, для сравнения, автобусы вообще никуда не спешат и кончают ходить уже в 7 вечера.

В большинстве провинций автобусы кондиционируются. В Китае это значит, что вам придется брать с собой тёплые вещи. И не уговаривайте водителя выключить «морозильник», если вы промокли под дождём.

Городские автобусы в большинстве не мегаполисов стоят 1-2 юаня (5-10 руб.). В мегаполисах - от 2 до 6 в зависимости от вашей остановки. Вход в автобус - через переднюю дверь, где вас встречает гениальное сочетание технологичности и гениальной простоты. Никаких турникетов. Если у вас есть универсальная транспортная карта (можно купить в метро), вы её просто прикладываете к специальному аппарату, чтобы он пискнул. А если нет - к вашим услугам урна с щелью, как в монастырях на подаяние. И стоимость вашего проезда будет стоить в зависимости от наличия у вас мелких купюр или желания ходить по салону и разменивать крупные. Водитель деньги не меняет. Этот идиотизм заставляет всё время беспокоиться о мелочи в кармане.

А ещё же есть междугородние автобусы! Продолжение следует…

30 дней

Previous post Next post
Up