Дорогие друзья, я устала каждый раз подстраиваться под изменения ЖЖ-редактора и решила попробовать новую блог-платформу Zen.Yandex. Теперь мои записи будут появляться там. Для начала я буду дублировать все записи, но Zen, как мне кажется, проще в обращении и для блогеров, и для читателей.
Вот ссылка на мой канал там
https://zen.yandex.ru/id/5c9940706a3fda00b3ecb973 Zen можно пользоваться и без регистрации. Для него тоже есть мобильное приложение.
А теперь о нашем предпоследнем занятии:
Заговорив на уроках о Василии Жуковском, я не могла обойти стороной историю о портрете, который Жуковский подарил молодому Пушкину после прочтения "Руслана и Людмилы" и подписал известными словами "победителю-ученику от побежденного учителя". Текст для прочтения я брала с сайта "Русская планета".
Пушкин очень дорожил портретом молодого Жуковского. Этот портрет и сейчас висит над рабочим столом в кабинете последней пушкинской квартиры на Мойке.
Так мы познакомились с ещё с одной гранью таланта Василия Жуковского, учителя и вдохновителя Это был человек, который всю жизнь распознавал и поддерживал молодые таланты и очень серьезно относился к преподаванию.
Пушкин считал Жуковского своим учителем, Жуковский же увидел в Пушкине гения, который перерастет весь литературный бомонд того времени, включая его самого.
В одном из писем (12 ноября 1824 года) Жуковский пишет Александру Сергеевичу: «Ты имеешь не дарование, а гений. Ты богач, у тебя есть неотъемлемое средство быть выше незаслуженного несчастия и обратить в добро заслуженное… Ты рожден быть великим поэтом; будь же этого достоин. В этой фразе вся твоя мораль, все твое возможное счастие и все вознаграждения…».
При этом их отношения были приятельскими несмотря на разницу в возрасте. Между ними велась оживленная переписка. Вот, например, записка, которую Пушкин оставил, когда однажды не застал Жуковского дома:
Штабс-капитану, Гете, Грею,
Томсону, Шиллеру привет!
Им поклониться честь имею,
Но сердцем истинно жалею,
Что никогда их дома нет.
Кстати, известная надпись "победителю-ученику..." скорее всего тоже была написала не совсем серьезно, поддерживая легкий стиль общения в литературном обществе "Арзамас".
После прочтения текста мы долго обсуждали, что это значит "быть хорошим учителем"? Говорили о любимых учителях в школе. Какой предмет они ведут? Почему они нравятся ученикам? Хорошо ли учитель при этом знает свой предмет? Как это видно? Будет ли хороший преподаватель радоваться успехам своих учеников? Что он/она будет чувствовать, если ученик станет лучше учителя?
Параллельно я рассказала о педагогической карьере Жуковского. О том как он сначала начал преподавать своим племянницам. Здесь мне пришлось коснуться непростой истории его семьи и его рождения. Мы поговорили о понятии незаконнорожденности. О том, как непросто было выбиться в люди незаконнорожденным детям, и как карьера Василия Жуковского - пример невероятного успеха, основанного на таланте, трудолюбии и поддержке семьи и друзей. Ведь с 1817 по 1841 Василий Жуковский не просто учитель, а НАСТАВНИК ИМПЕРАТОРСКОЙ СЕМЬИ. Вот чего смог добиться сын турецкой наложницы Сальхи несмотря на все препятствия. А начинается всё с того, что его приглашают преподавать русский язык принцессе Фридерике Луизе Шарлотте Вильгельмине Прусской, жене Николай I (по-русски Александра Фёдоровна). А с 1826 Жуковского назначили воспитателем наследника престола, будущего царя Александра II Освободителя. Кстати, отмена крепостного права при Александре может быть в чем-то заслугой и Жуковского. Он освободил своих крепостных в 1822 году, помогал выкупить из крепостной украинского поэта Тараса Шевченко. Он безусловно говорил о этом со своим учеником. Вот как всё в истории переплетено! И как талантливый и деятельный человек может незаметно изменять реальность вокруг себя. А если этот человек ещё и учитель, тогда влияние его вырастает в разы!
В конце урока мы сделали упражнение на приставки прилагательных:
И поиграли в "Кодовые слова", хит сезона :) Это очень хорошая игра в том числе на развитие речи.